16 сентября

Драматургия от Бога: путеводитель по фильмам Мартина Макдоны

Мартин Макдона, автор книг, пьес и режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Изучаем фильмографию — в обзоре от Kinomia.

Биография

Мартин Макдона — британский режиссер, сценарист, продюсер и драматург. Спустя несколько лет после его рождения родители уехали, а Мартин и старший брат Джон остались одни и с 16 лет стали получать пособие по безработице. 

Несмотря на тяжелые финансовые условия и бытовые проблемы, Макдона занимался творчеством, пробуя себя в писательстве. Первые сценарии и радиопьесы Мартина отвергли, но в 1997 году пришел успех: на Бродвее поставили его пьесу «Королева красоты». 

Сейчас Мартин Макдона заслуженно считается одним из главных драматургов и кинематографистов мира. В его библиографии числятся девять пьес, как минимум две из них — «Калека с острова Инишмаан» и «Человек-подушка» — стали современной классикой. Рассказываем о его фильмах, каждый из которых получил признание как от зрителей, так и от критиков.

Фильмография Мартина Макдоны

«Шестизарядник», 2004

Мартин дебютировал в кино «Шестизарядником» (англ. «Six Shooter») — получасовой короткометражкой, которая стала мини-сенсацией и принесла автору множество наград, в том числе «Оскар» за лучший короткометражный фильм. 

Трагикомедия рассказывает об одном дне из жизни мистера Доннели (Брендан Глисон), полном потерь, смертей и абсурда. Утром в больнице умирает его любимая жена, а уставший доктор пытается отвлечь вдовца от утраты и рассказывает про женщину, которой недавно отстрелил голову собственный сын. В поезде по дороге домой Доннели встречает навязчивого паренька, и день становится только хуже.

«Шестизарядник» Мартина Макдоны напоминает работы Квентина Тарантино и Гая Ричи: он полон абсурдных диалогов, неожиданных сюжетных поворотов, гротеска и черного юмора. Но при внимательном рассмотрении становится ясно, что Мартин — более утонченный кинематографист, предпочитающий аскетизм вычурности. 

Так, в этом фильме он полностью отказался от музыкального сопровождения и подчеркивал напряженные моменты интершумом1. Неожиданная развязка объяснит название фильма и запомнится надолго.

1 Интершум — набор звуковых событий, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства.

«Залечь на дно в Брюггге», 2007

Кен (Брендан Глисон) и Рэй (Колин Фаррелл) — наемные убийцы, которые провалили важное задание в Лондоне. Их босс Гарри (Ральф Файнс) приказывает незадачливым киллерам затаиться в Брюгге и дожидаться новых указаний. Кен наслаждается средневековой архитектурой, каналами, музеями и безмятежностью. Рэй же флиртует с местной красавицей и глумится над карликом, который предпочитает, чтобы его звали гномом. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не стреляло, но все меняется, когда приходит новое задание от босса.

«Залечь на дно в Брюгге» — первый полнометражный фильм Мартина Макдоны. Благодаря этой картине он закрепился в когорте лучших кинематографистов современности. Пересказывать этот фильм бесполезно и даже вредно: любое определение будет неполным, любое уточнение — спойлером. Внешне простоватый сюжетный каркас сдобрен множеством деталей, которые кажутся маловажными, а затем складываются в сложную мозаику. Здесь важна любая мелочь, даже мелочь в кармане персонажа.

В интервью Мартин Макдона признался, что идея фильма появилась после того, как он побывал в Брюгге и испытал два противоречивых чувства: восхищение и скуку. Кино снимали весной, но сюжет разворачивается зимой, поэтому создатели обратились в городской совет, чтобы рождественские украшения не убирали аж до марта. Им пошли навстречу, и не зря: после премьеры наплыв туристов в Брюгге увеличился.

«Семь психопатов», 2012

Главный герой Марти — талантливый, но безответственный сценарист, который никак не может закончить сценарий под названием «Семь психопатов» и заливает творческий кризис крепким, как ирландский характер, спиртным. Тем временем горе-писателя втягивают в опасную авантюру его дружки, которые, сами того не зная, крадут собаку местного гангстера. Последний бросает все силы на поиски любимой ши-тцу и собирается прикончить непутевых воришек. 

«Семь психопатов» — самый недооцененный фильм Мартина Макдоны. Крупные киноакадемии и фестивали обошли картину стороной, а критики выражали сдержанное одобрение. Дело в неоправданных ожиданиях: от фильма про сценариста, который является тезкой Макдоны, предвкушали автофикцию² уровня «8 с половиной» Федерико Феллини.

² Автофикция — разновидность автобиографии, в которой факты перемешиваются с вымыслом.

Кино все же влюбило в себя зрителей и со временем стало культовым благодаря колоритным персонажам и замысловатой сценарной конструкции. Основная сюжетная линия про трех друзей, спасающихся от гангстера, служит формальным остовом, в который встраиваются драматургические ответвления про эксцентричных психопатов. Макдона смешал реальность с вымыслом и снял свой самый динамичный фильм — бескомпромиссно легкомысленный, но при этом изобретательный.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2017

Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд) — угрюмая, суровая женщина, у которой и нет поводов для радости: ее дочь изнасиловали и убили, а преступник не найден. Шериф Уильям Уиллоби (Вуди Харрельсон) многократно объяснял Хейс, что следы ДНК убийцы не совпадают ни с одним образцом из базы данных, поэтому дело закрыть невозможно. Однако женщина считает, что полиция просто плохо выполняет свою работу, и размещает на рекламных щитах три провокационные надписи, которые меняют жизнь всего города.

«Три билборда» — это на данный момент наиболее коммерчески и медийно успешный проект Мартина Макдоны: два «Оскара», четыре «Золотых глобуса», шесть премий Британской киноакадемии и, наконец, приз Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий. Продюсер Грэм Бродбент смог убедить студию Searchlight Pictures не вмешиваться ни в сценарий, ни в финальный монтаж, поэтому перед нами целиком и полностью авторское высказывание о том, как жажда мести мешает жить. 

Главную героиню писали под Фрэнсис Макдорманд, так как Макдона больше никого в этой роли не видел. Однако изначально актриса отказалась сыграть Хейс, считая, что не соответствует ей по возрасту. Ситуацию спас ее муж, культовый режиссер-сценарист Джоэл Коэн, убедивший жену взяться за роль. В итоге все счастливы: режиссер снял желанную актрису, сама Фрэнсис взяла второй в карьере «Оскар» за лучшую женскую роль, а зрители получили одну из мощнейших драм современности.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.