2 апреля

Футфетишисты и клинические перфекционисты: гид по самым эксцентричным привычкам режиссеров

Мы уже писали об особых приемах знаменитых режиссеров, но на их творчество влияют не только эти фишки. Составили гид по занятным привычкам и предпочтениям самых эксцентричных киноделов.

Футфетиш не порок: Квентин Тарантино

Квентин Тарантино — самый знаменитый фетишист Голливуда. Ума Турман в «Криминальном чтиве» и «Убить Билла», Бриджит Фонда в «Джеки Браун», Дайан Крюгер в «Бесславных ублюдках» и полный женский состав «Доказательства смерти» — ни фильма без пары, а то и нескольких пар голых женских ступней, у режиссера не обходится.

Тарантино на съемках фильма

В «Однажды в Голливуде», последней работе Тарантино, ноги демонстрируют героини Маргарет Куэлли и Марго Робби. Но и это не предел: в 1996 году он добавил футфетишистскую сцену в фильм Роберта Родригеса «От заката до рассвета», где персонаж Тарантино буквально вылизывает пальцы ног героини Сальмы Хайек.

Часики тикают: Гильермо дель Торо

Хронос

Гильермо дель Торо не раз признавался в нездоровой любви к мифическим чудовищам и, что более специфично, часовым механизмам. Почти во всех фильмах мексиканского фантазера вы встретите устройства, которые двигаются или вращаются на шестеренках. Его дебютный фильм «Хронос» назван в честь механического насекомого с подзаводом. В бомбе, упавшей во двор детского приюта в «Хребте дьявола», еле слышно тикают часы. Злодеи обеих частей «Хеллбоя» используют разнообразные девайсы на часовых механизмах, а роботы из «Тихоокеанского рубежа» двигаются благодаря светящимся шестерням с ядерным движком. А уж двери, открываемые сложными системами шестеренок, встречаются у дель Торо по несколько штук на картину. Чего еще ожидать от гика, который держит дома автоматон, играющий на виолончели.

Дела семейные: Дарио Ардженто

Итальянец Дарио Ардженто, известный прежде всего фильмом «Суспирия», в девяностых активно снимал в кино дочь Азию. В картине «Травма» он снял ее полностью обнаженной, хотя на тот момент Азии было 16 лет.

Травма

Позже он повторит этот «прием» несколько раз: сцена в душе в хорроре «Мать слез», мытье в ванне в «Дракуле 3D» 2012 года и сцены секса в «Призраке оперы» 98-го. А в «Синдроме Стендаля» он и вовсе снимает сцену изнасилования дочери. Спустя годы уже саму Азию обвинили в домогательствах по отношению к несовершеннолетнему актеру. 

Хорошая жена — мертвая жена: Альфред Хичкок

Окно во двор

Вокруг убийства жены Альфред Хичкок построил несколько сюжетов. Сыщик Скотти Фергюсон из «Головокружения» следит за женой друга, которая впоследствии совершает самоубийство. «В случае убийства набирайте М» рассказывает о муже, который готовит идеальное убийство своей спутницы жизни. Фоторепортер из «Окна во двор» увидел, как сосед умерщвляет свою супругу. А случайные попутчики из фильма «Незнакомцы в поезде» договариваются о том, чтобы прикончить жен друг друга.

Я тоже могу… убить жену: Кристофер Нолан

Начало

У Нолана можно наблюдать не только всевозможные махинации со временем. В фильме «Помни» Гай Пирс сквозь проблемы в памяти пытается отомстить убийце супруги, а в «Престиже» гибнут аж две героини — жены героев Кристиана Бэйла и Хью Джекмана. Внедритель идей Кобб из «Начала» весь фильм пытается разобраться в отношениях с погибшей невестой, общаясь с ней в недрах подсознания. Подруга Брюса Уэйна из «Темного рыцаря» погибает вскоре после того, как принимает его предложение. А в «Доводе» русский олигарх стреляет в жену на глазах у преследующих его спецагентов. Довольно разнообразный список «жертв», дающий фору даже Хичкоку.

По высокой, высокой траве: Терренс Малик

Со времен дебютного фильма «Пустошь» 1973 года и вплоть до прошлогодней «Тайной жизни» Терренс Малик злоупотребляет кадрами, в которых персонажи стоят или двигаются в высокой траве. Прием всегда символизирует единение человека с матерью-землей: герои словно погружаются в лоно природы, чтобы ощутить ее свободу или погибнуть в ней.

«Тонкая красная линия»

Покахонтас в «Новом свете» убегает от колонистов по заросшим просторам, а героиня Джессики Честейн задумчиво бродит по траве в «Древе жизни». События фильма «Дни жатвы» происходят на ферме, окруженной пшеничным полем. И даже в военном боевике «Тонкая красная линия» высадившиеся в Японии солдаты сражаются стоя по плечи в ярко-зеленой траве.

Только не в воду: Стивен Спилберг

Помимо десятков народно любимых картин Спилберг, известен тем, что никогда сам не снимает последнюю сцену своих фильмов. Традиция началась со съемок его первого хита «Челюсти». Спилберг боялся, что его съемочная группа будет отмечать окончание съемок и на радостях бросит его в воду. Потому он просто ушел перед началом съемок, дав актерам и оператору самостоятельно доснять последние кадры. «Челюсти» стал первым хитом Спилберга, и после успеха картины такой жест стал для него традицией.

Ритуал на счастье: Фрэнсис Форд Коппола

Коппола руководит актерами на съемках «Крестного отца»

Режиссер «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» никогда не начинает съемки без особого ритуала, напоминающего разогрев спортсменов перед игрой. Вся команда должна встать в круг, взяться за руки и три раза прокричать «пу-ва-ба». Традиция пошла из театрального колледжа: актеры в некоторых театрах после подобных кричалок хранят молчание, пока не выйдут на сцену.

Шаманы на страже гениальных фильмов: Андрей Тарковский

Андрей Тарковский и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера» (1979)

Андрея Тарковского можно назвать самым суеверным режиссером. Будучи человеком духовного склада, верящим в сны и предсказания, он проявлял все меры осторожности по отношению к духам. Например, все свои новые места жительства, в том числе и временные, он проверял на наличие домовых и полтергейстов. То же касалось съемок: он запросто мог задержать начало съемочного дня из-за того, что по дороге ему встретилась машина с каким-то не таким автомобильным номером. А на съемки «Сталкера» Тарковский приглашал экстрасенсов и волхвов, чтобы уберечь себя от радиационного излучения на месте съемок — заброшенной гидроэлектростанции.

Перфекционизм — счастье и порок: Стэнли Кубрик

Почти все картины легендарного режиссера считаются шедеврами, но они дорого обходились студиям и съемочным группам. Перфекционист Кубрик потратил целых 300 дней на натурные съемки «Барри Линдона» (1975). Последнюю же работу «С широко закрытыми глазами» он снимал в атмосфере полной секретности на протяжении 400 дней, за что попал в книгу рекордов Гиннесса.

С широко закрытыми глазами

Главная причина таких затяжных съемок в том, что Кубрик постоянно переписывал сценарий прямо в процессе и снимал огромное число дублей. За ним держится еще один рекорд: одна из сцен в фильме «Сияние» удалась только со 127-го дубля. А простой, казалось бы, кадр с прикатившимся теннисным мячиком Кубрик снимал 50 раз. Отель «Оверлук» превратился для съемочной группы в ад, прямо как для героев фильма.

50 дублей за маму, 200 — за папу: Дэвид Финчер

Режиссер, снявший не один фильм про маньяков и социопатов, сам частенько проявляет маниакальные черты и мучит актеров десятками дублей. Бен Аффлек и Розамунд Пайк рассказывали, что многие сцены «Исчезнувшей» снимали только с 50-го дубля. А по слухам, для некого важного отрывка в новом проекте «Манк» Финчеру потребовалось целых 200 дублей.

Бен Аффлек на съемках

Зануду могила исправит: Роман Полански

На съемках «Бала вампиров» Роман Полански десятками дублей изводил тогда еще совсем неопытную актрису Шэрон Тейт. Впрочем, это не помешало дуэту пожениться. Из более свежих «капризов» Полански — требование к шотландцу Юэну Макгрегору добиться идеального кембриджского акцента для роли в «Призраке» 2010 года. Все бы ничего, но режиссер выдвинул его за два дня до начала работы: актеру пришлось спешно приводить акцент в порядок.

Полански и Макгрегор

Коллеге Макгрегора Джеймсу Белуши повезло меньше. После шестичасового рабочего дня Полански решил заглянуть в книгу, по которой поставлен фильм, и выяснил, что герой Белуши должен быть лысым. Актеру прямо на месте побрили голову и провели дополнительные шесть часов съемок.

Достигнуть вершины, взяв с собой корабль: Вернер Херцог

Немецкий классик готов пойти на все ради максимально реалистично поставленной сцены. В 1982 году режиссер поставил фильм «Фицкарральдо», в котором рассказывается об Ирландском богаче, задумавшем построить оперный театр посреди перуанских Анд. Видимо, проникнувшись энтузиазмом протагониста, Херцог решил снять ключевой эпизод фильма, перенос теплохода через гору, буквально подняв 320-тонный пароход на гору.

Мероприятие вылилось в столкновения с индейцами, травмы от атаки диких животных, превышение бюджета и приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. 

Фицкарральдо

14 лет рабства: Илья Хржановский

Российский режиссер на протяжении 14 лет снимал проект, который в итоге разросся до 700 часов. Сначала его выпустили в качестве выставки в парижском музее, а затем как сериал из 14 эпизодов.

На площадке «Дау» Илья Хржановский устроил форменную диктатуру: заставлял актеров во время и вне съемок носить одежду только времен СССР, есть только еду той эпохи и психологически давил на съемочную группу, чтобы та прониклась атмосферой паранойи в период сталинских репрессий. 

Кадр из новеллы «Дау. Наташа» (2020)

В итоге за много лет фильм окутали слухи чуть ли не о пытках людей. Расследования ничего подобного не подтвердили, но репутация у проекта сложилась специфическая. Сам режиссер называет многочисленные обвинения в харассменте преступным сговором, чем только подливает масла в огонь и обеспечивает пиар своему грандиозному проекту.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости