27 октября

Из Лос-Анджелеса с любовью: 10 любимых фильмов режиссера «Ла-Ла Ленда»

В оскароносном мюзикле Дэмьена Шазелла много любви к кинематографу. Режиссер поделился с киностудией Lionsgate фильмами, которые его вдохновляли: голливудские мюзиклы, классика постмодернизма и даже экскурс в порноиндустрию 70-х. Картины передают дух Калифорнии, а их действие происходит в Лос-Анджелесе.

«Ночи в стиле буги», 1997

«Ночи в стиле буги»

Режиссер Пол Томас Андерсон признался, что впервые увидел фильм для взрослых в девять лет; зрелище вызвало бурю противоречивых эмоций от испуга до приступа смеха. Именно это ощущение Андерсон старался передать «Ночами в стиле буги». Сюжет фильма основан на получасовом мокьюментари¹ «История Дирка Дигглера», которое режиссер снял в старшей школе. Глазами порноактера Андерсон показывает, чем жила Калифорния в 70-е и 80-е: развратом, наркотиками и разбитыми надеждами.

¹ Мокьюментари — жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. В этом стиле сняты «Борат» Саши Барона Коэна, «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси и «Реальные упыри» Тайки Вайтити.

Дирка Дигглера должен был сыграть Леонардо Ди Каприо, но актер отказался от съемок в пользу «Титаника», поэтому на роль утвердили Марка Уолберга. Директор по кастингу шутил, что Лео просто испугался сценария: его персонаж был описан как «парень с 13-дюймовым пенисом». Забавно, что оба актера пожалели о решении: Уолбергу стало стыдно за откровенный образ, а Ди Каприо счел его намного интереснее амплуа героя-романтика. Роли второго плана достались голливудским звездам Джулианне Мур («Ганнибал»), Джону Си Райли («Банды Нью-Йорка»), Филипу Сеймур Хоффман («Талантливый мистер Рипли»), а некоторых персонажей сыграли настоящие порноактеры.

«Криминальное чтиво», 1994

«Криминальное чтиво»

В известном анекдоте Тарантино упрекают, что он не снял ничего лучше «Криминального чтива», и тот отвечает: «А кто снял?». В интервью «Медузе» Квентин не так самоуверен: он не считает фильм шедевром, но признает его сильное влияние на кинематограф. Лента стала символом постмодернизма благодаря высокой концентрации киноцитат и отсылок к культурным явлениям вроде фастфуда и дешевых романов, которые читает Винсент. Скрестив криминал, комедию и авторское кино, Тарантино стер границу между «высокими» и «низкими» жанрами.

Роль Винсента Веги реанимировала карьеру Джона Траволты, который прозябал на проходных ролях. Актер сильно удивился, когда приехал на встречу с Квентином: режиссер жил в квартире, которую когда-то снимал он. Братья по апартаментам сами придумали движения для знаменитой сцены с танцем Винсента и Мии, вдохновившись комедией Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров». Впрочем, это не помогло героям фильма честно победить в конкурсе: если прислушаться к радио, когда Бутч (Брюс Уиллис) возвращается домой за часами, можно узнать, что танцоры украли главный приз.

«Поющие под дождем», 1952

«Поющие под дождем»

Обычно саундтрек фильма выбирают, ориентируясь на сценарий. С «Поющими под дождем» все наоборот: сначала для мюзикла написали хиты, а потом придумали сюжет, в который они смогли бы изящно вписаться. С выхода фильма прошло 68 лет, а популярные музыканты все еще перепевают песни.

Романтичные чувства главных героев испарялись, как только выключалась камера. Исполнитель главной роли и хореограф фильма Джин Келли невзлюбил юную партнершу, актрису Дебби Рейнольдс. Келли постоянно оскорблял и изматывал ее на репетициях, игнорируя стертые в кровь ноги. Актриса выдержала нападки только потому, что держала в голове наставления другого культового хореографа, Фреда Астера: однажды он застал Рейнольдс в слезах и подбодрил ее добрыми словами за кружкой горячего шоколада.

«Сансет бульвар», 1950

«Сансет бульвар»

Билли Уайлдер вошел в историю как режиссер нетленной комедии «В джазе только девушки», но именно «Сансет бульвар» сформировал многих живых классиков американского кино. Кроме Дэмьена Шазелла, в любви к фильму признаются Дэвид Линч и Вуди Аллен. А ведь студийные боссы работу не оценили и даже хотели изгнать Уайлдера из киносообщества: уж слишком оскорбительно он рассказал зрителям об изнанке Голливуда. В центре сюжета фильма — немолодая звезда немого кино Норма Десмонд, которая убедила себя в том, что еще кому-то интересна. На радость актрисе в ее пропитанный нафталином особняк забредает сценарист, скрывающийся от кредиторов.

В ролях второго плана появились великие режиссеры немого кино — Сесил Б. Де Милль (играет самого себя), Бастер Китон (гость Нормы) и Эрих фон Штрогейм (дворецкий), а культовая актриса той эпохи Глория Свенсон сыграла главную героиню. Ирония над собственной карьерой принесла ей «Золотой глобус».

«Два Джейка», 1990

Джек Николсон в фильме «Два Джейка»

Джек Николсон («Сияние») так прикипел к своему герою Джейку из «Китайского квартала», что несколько лет подбивал именитых режиссеров снять продолжение. Но никто не решался, ведь трудно выдержать сравнение с культовым нуаром Романа Полански. Тогда актер сам сел в режиссерское кресло, третий и последний раз в своей карьере.

Критики были беспощадны, поэтому сиквел провалился в прокате. А ведь фильм достоин внимания: Николсону удалось заполучить большую часть съемочной группы оригинального «Квартала», в том числе сценариста, продюсера и оскароносную актрису Фэй Данауэй («Бонни и Клайд»). Картина воссоздает атмосферу циничного Лос-Анджелеса после Второй мировой войны, где мужчины в фетровых шляпах плетут интриги, изнывая от калифорнийского солнца. 

«Звезда родилась», 1954

«Звезда родилась»

Обласканный Голливудом сюжет о пути к славе экранизировали уже четыре раза. Последний фильм вышел в 2018-м и запомнился актерским дуэтом Брэдли Купера и Леди Гаги. Но культовой считается именно вторая версия — с легендой мирового кино Джуди Гарлэнд («Волшебник страны Оз»). Именно она предложила превратить драматический фильм о начинающей певице в мюзикл.

У Гарлэнд было много общего с обоими главными героями: с юной Эстер, потому что звезда актрисы зажглась так же ярко, и с алкоголиком Норманом, потому что Джуди увядала от зависимостей. Незадолго до проекта актриса пыталась покончить с собой и была не в ладах с эмоциями, поэтому съемки постоянно были на грани срыва. Несмотря на это фильм окупил в прокате непомерно большой бюджет в 5 миллионов долларов и получил шесть номинаций на «Оскар» и два «Золотых глобуса».

«Схватка», 1995

«Схватка»

Криминальная драма, в которой наконец встретились легенды минувшей киноэпохи: Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Первый сыграл главаря банды, а второй — матерого полицейского. Компанию им составили Вэл Килмер («Бэтмен навсегда»), Дэнни Трехо («Отчаянный») и молодая Натали Портман.

Фильм снимали на улицах Лос-Анджелеса, а сцену знакомства главных героев — в реальном ресторане Беверли-Хиллз. Вплоть до его закрытия в 2014-м посетители могли поужинать за столиком, где пили кофе Де Ниро и Пачино. Режиссер Майкл Манн снимал актеров одновременно на две камеры, подчеркивая равные силы противников. Те, в свою очередь, много импровизировали, ведь играли сцену без предварительных репетиций: Де Ниро предложил отказаться от них, чтобы усилить эффект первой встречи.

«Бунтарь без причины», 1955

«Бунтарь без причины»

Философская драма о мятежном духе молодежи вошла в Национальный реестр американских фильмов, а герой Джеймса Дина в красной куртке стал символом нового поколения актеров, привнесших в игру реализм. Именно эту картину смотрят герои «Ла-Ла Ленда» на первом свидании, а позже сбегают в одно из мест действия фильма — обсерваторию Гриффита. Но не у всех режиссеров получилось вдохновиться так искусно, как у Шазелла: цитата из «Бунтаря» перекочевала в лучший из худших фильмов «Комната» («You're tearing me apart, Lisa!»).

Год выхода фильма известен печальным событием: 24-летний Джеймс Дин разбился на гоночном автомобиле. Коллеги актера по съемочной площадке тоже ушли из жизни молодыми. Сэл Минео (Платон) был убит в возрасте 37 лет, а Натали Вуд (Джуди) было 43, когда она утонула при загадочных обстоятельствах.

«Забойщик овец», 1977

«Забойщик овец»

Артхаус Чарльза Бёрнетта вошел в список лучших фильмов всех времен по версии Национального общества кинокритиков США, а ведь это выпускная работа режиссера. Фильм снимали рядом с домом Бёрнетта в афроамериканском гетто Лос-Анджелеса, потратив одни выходные и около 10 тысяч долларов стипендиальных денег. Сюжет рассказывает о жителе черного квартала, мечтателе Стэне, который работает на скотобойне, чтобы прокормить семью. Несмотря на хлесткие удары жизни, он ищет прекрасное в каждом ее мгновении, например в чашке кофе и чувственном танце с женой. 

Самобытность фильма подчеркивает съемка ручной камерой, обрывистое повествование и естественность актеров, большинство из которых любители. С исполнителем главной роли Бёрнетт столкнулся в лифте и сразу узнал в нем будущего Стэна.

«Долгое прощание», 1973

«Долгое прощание»

В «Прощании» Роберт Олтмен («Военно-полевой госпиталь») переосмыслил жанр нуара: здесь нет мрачной эстетики, приключения детектива начинаются с похода за кошачьим кормом, а сам он отстал от жизни лет на 30. Дело в том, что сюжет фильма основан на романе 40-х годов, а главный герой наделен всеми атрибутами того времени: от езды на «Линкольне» до страстной любви к сигарам. Режиссер перенес историю в 70-е, но привычки центрального персонажа сохранил. А сыграл его Эллиотт Гулд, известный как спонсор ограблений казино Рубен Тишкофф из «Одиннадцати друзей Оушена».

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости