26 мая

Почему Борн мог стать конкурентом Бонда, но не стал

В начале нулевых на мировые экраны выходит «Идентификация Борна» — фильм, предложивший новый образ героя в шпионском кино и задавший иную планку достоверности. До этого агенты спецслужб представляли собой рафинированных персонажей, которые не вызывали сопереживания, а Бонд и вовсе превратился чуть ли не в Супермена. Но почему Борн ушел в тень, а Бонд все еще блистает? Подробно разбираем знаковые образы шпионского кино.

Назад в прошлое

Устойчивый интерес к фильмам и литературе о шпионах возник в середине XX века, но он был бы невозможен без творческого гения Альфреда Хичкока. Именно выдающийся британец сыграл одну из ключевых ролей в становлении образа, сняв триллеры «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 ступеней» (1935) и «На Север через Северо-Запад» (1959), снискавшие популярность по обе стороны Атлантики. Хичкок ввел в кинематограф положительного героя, который не по собственной воле оказывается втянут в шпионские интриги и переживает смертельно опасные события. 

Фильмами британца, сделавшего карьеру в Голливуде, засматривались будущие писатели Ян Флеминг и Джон Ле Карре, впоследствии ставшие самыми продаваемыми авторами шпионского чтива. Но и не следует забывать про время старта их карьеры. Холодная война с кульминацией в виде Карибского кризиса, когда мир находился в шаге от начала ядерной войны, постоянная гонка вооружений и маккартизм в США —  эти события подогревали интерес публики к шпионской тематике. 

«Доктор Ноу»

Как итог, с 50-х до середины 80-х печатают огромное количество книг, снимают десятки фильмов и сериалов про шпионов. Бывший сотрудник спецслужб Ян Флеминг придумывает Джеймса Бонда — собирательный образ кадрового разведчика Ее Величества. Другой британский экс-шпион Джон Ле Карре создает интеллектуала Джорджа Смайли. Произведения авторов серьезно отличаются в подаче материала: пока Флеминг дистанцируется от реальности и психологизма, Ле Карре напирает на достоверность и драматизм. Более того, Ле Карре не стесняется называть цикл романов о Бонде фальшивкой:

Я не уверен, что Бонд это шпион. Большая ошибка причислять произведения о нем к шпионской литературе.

Однако публике безразличны сюжетные натяжки и неувязки: она приходит в восторг от Флеминга, и в битве экранизаций успех оказывается на стороне «бондианы». Ничего удивительного, ведь Голливуд это фабрика грез, а кино — самый доступный способ уйти от повседневных забот и на время забыться. 

«Дело самоубийцы»

Жаркий интерес к шпионской теме обостряет и историко-политическая ситуация. Про холодную войну, продлившуюся вплоть до начала 90-х, мы уже упоминали. Но во второй половине 80-х происходят изменения и в мировой экономике, в результате которых транснациональные корпорации начинают влиять на международные отношения. В злодеи теперь охотно записывают не только идеологических врагов и террористов, но и коварных промышленников, как в картине «Вид на убийство» (1985). 

«Тайна личности Борна»

Золотой серединой между откровенной небылицей и историей, приправленной бытовым реализмом и базовым психологизмом, становится цикл романов Роберта Ладлэма о Джейсоне Борне. Экранизация его первого романа с подзаголовком «Тайна личности Борна» вышла в 1988 году, где роль оперативника с амнезией сыграл 54-летний Ричард Чемберлен, удостоенный номинации на «Золотой глобус» за лучшую драматическую роль в телевизионном мини-сериале. Но с большим кино не сложилось. Крупные голливудские киностудии не рискнули связываться со сложным материалом, поскольку даже зрелищный фильм о Бонде «Лицензия на убийство» (1989) прошел в американских кинотеатрах ниже ожиданий, окупившись исключительно за счет мирового проката. Кинокритики хвалили ленту за неожиданную мрачность и брутальность, а публика, видимо, оказалась не готова к более серьезному разговору. Она ожидала очередного спасения мира агентом 007, а получила фильм о личной мести наркокартелю.

Восьмидесятые годы были эпохой больших экономических надежд и идеологических угроз в лице коммунизма, а ЦРУ в глазах общественности еще имело незапятнанную репутацию. В почете оставались положительные герои американских спецслужб вроде Тома Клэнси из фильма «Охота за „Красным Октябрем“» (1990). Так что время раздираемого противоречиями Джейсона Борна, который противостоит американским спецслужбам, на тот момент попросту не пришло.

Лихие 90-е: время Бонда

«Бондиана», будучи гламурным и эстетским кино, максимально оторванным от действительности, оставалась самой популярной франшизой о шпионах на протяжении десятилетий. При этом Джеймс Бонд представлял сформировавшегося героя без внутриличностного конфликта. Ему противостояли такие же карикатурные злодеи, а не живые люди с реалистичными целями. 

Бонд был сказкой про роскошную жизнь, рассказанной Яном Флемингом, сыном потомственного финансиста и светской львицы. Возможно, настоящая шпионская служба казалась писателю недостаточно яркой. Светскость же романтизировала образ героя с именем и фамилией известного американского орнитолога. И стоило продюсерам отступить от сложившегося образа в более драматичном «Виде на убийство», как публика пришла в недоумение. Даже исполнитель главной роли Роджер Мур признавался, что этот фильм нравится ему меньше всех остальных. 

Создатели взяли паузу на шесть лет и вернулись с новым актером в роли Бонда. Семнадцатый фильм об агенте 007 «Золотой глаз» вернулся к истокам зрелищной приключенческой «бондианы», предложив зрителю прирожденного денди Пирса Броснана в качестве шпиона Ее Величества. Франшиза закрепила статус иконы стиля и люксовой жизни, окончательно превратив Бонда в бренд и дорогостоящую рекламную площадку. 

«Умри, но не сейчас»

Каждый последующий фильм с Броснаном в образе агента 007 приобретал все больше фантастических черт, повышал градус зрелищности вместе с сюжетным безумием, что вылилось в поруганный фильм «Умри, но не сейчас», который запомнился невидимым автомобилем, сменой расы злодея и стрельбой космического спутника по Бонду. Франшиза зашла в тупик, но выход продюсерам подсказал успешный релиз двух фильмов о Джейсоне Борне в начале нулевых.

Джейсон Борн меняет правила игры

В 2002 году на экраны врывается «Идентификация Борна», новая экранизация приключений Джейсона Борна, снятая британцем Дагом Лайманом. В большом студийном кино про шпионов Борн популяризировал героя-аутсайдера с психологическими проблемами. В отличие от Бонда он ищет самого себя: пытается вспомнить и осознать, кто он. Ему противостоят не суперзлодеи, а более реальные люди в лице оперативников ЦРУ — организации, где есть специалисты, как действующие с соблюдением законов, так и нарушающие их. 

Первый фильм вышел после событий 11 сентября и «Патриотического акта», дающего спецслужбам неограниченные права по подслушиванию и ведению электронной слежки за гражданами, а второй — после скандала с Гуантанамо. Геополитическая ситуация в мире, угроза терроризма и подмоченная репутация спецслужб, желавших взять ситуацию под контроль, сыграли на руку киноиндустрии. Наконец, выбор молодого, но уже известного и не смазливого Мэтта Дэймона тоже оказался важным фактором успеха. В мешковатом свитере с растянутым воротом, он был больше похож на фермера или соседа по лестничной клетке, что резко контрастировало с образами Бонда в смокинге. Уличный стиль съемки, когда дрожит камера, и агрессивный монтаж подарили зрителю ощущение достоверности, чего так рьяно не хватало сказочному «Умри, но не сейчас».

«Идентификация Борна»

«Борниана» не конкурировала в лоб с «бондианой» в плане зрелищности: у этих проектов всегда были разные бюджеты. Фильм Дага Лаймана предлагал иные эстетику и монтажный темпоритм, которые придавали сценам большую реалистичность и по факту производили не меньшее впечатление. По стилистике картина Дага Лаймана оказалась близка к шпионскому «Ронину», незаслуженно недооцененному триллеру 1998 года. Как и в картине Франкенхаймера, кинематографисты сделали ставку на трюки, пиротехнику и рукопашные драки, а не на фантастический экшен, требовавший сложной компьютерной графики. 

Последующие фильмы о Борне развивали язык шпионского кино. Бывший документалист Пол Гринграсс увлекся съемкой с рук, сверхкороткими склейками при монтаже, зуммированием, крупными планами и ракурсами от первого лица. Все это добавило энергии и придало происходящему привкус реалистичности. Складывалось ощущение, что в драке героям было действительно больно и они получали настоящие травмы. 

К сожалению, с каждой последующей частью Борн терял в драматизме. Из уязвимого человека он превратился в машину для убийств с одной целью: отомстить бывшим работодателям. Исчезли глубина и романтическая линия, забетонированные жанровыми клише. Возможно, продюсеры стали заложниками собственных амбиций, когда им захотелось удивить зрителя иным уровнем экшен-сцен и размахом. Нечто подобное в настоящий момент переживает кинофраншиза «Форсаж», которая из фильма про мелких стритрейсеров-грабителей фактически превратилась в комикс про спасение мира в лучших традициях Болливуда.

Когда Дэймон ушел из проекта после смены режиссера, продюсеры попробовали перезапустить «борниану», сняв спин-офф «Наследие Борна» с Джереми Реннером в главной роли. Но заметно упавшие кассовые сборы и невысокие оценки критиков четко дали понять, что Борн — это Мэтт Дэймон. Реннеру не хватило звездной харизмы и магнетизма, поэтому в заключительный фильм киносерии вернулся Дэймон, а в режиссерском кресле вновь оказался Пол Гринграсс. Кассовые сборы подросли, но повторить успех триквела им не удалось. 

О планах снимать шестой фильм пока речи не идет. Дэймон остыл к истории, которая, очевидно, уже выдохлась. Требуется перезагрузка.

Бонд принимает вызов

Создатели «бондианы» ответили тем, что сняли «Казино „Рояль“» (2006) с Дэниэлом Крэйгом в главной роли. Это совершенно другое кино в сравнении с «Умри, но не сейчас». Крэйг не лощеный Броснан, а мужчина с внешностью рядового гражданина в очереди у кассы в гипермаркете. Экшен стал жестче и реалистичнее, никаких фантастических гаджетов. Более того, Бонд обрел самоиронию и начал прикалываться над безукоризненностью образа 007.

«Казино „Рояль“»
— Знала я, что рано вас повышать.
— У агентов с двумя нулями очень небольшая продолжительность жизни. Вашу ошибку быстро исправят.

Но главное изменение — драматургия: Бонд, как и Борн, по-настоящему влюблялся и страдал. Успех «борнианы» указал путь, по которому можно двигаться, когда оказываешься в тупике. Создатели Бонда воспользовались предложенной картой, и шпионская история агента Ее Величества обрела второе дыхание.

Еще Бонд унаследовал от Борна круто поставленные и снятые автомобильные погони. Примечательно, что и в «борниане», и в «бондиане» участвовал российский каскадер Мартин Иванов, который рулил вместо Мэтта Дэймона в картинах «Превосходство Борна», «Ультиматум Борна» и «Джейсон Борн» и подменял Крэйга в «Кванте милосердия», «Координатах „Скайфолл“» и «Спектре»

И все-таки Бонд

«Борниана» не потеснила «бондиану» по ряду причин. Агент 007 чересчур глубоко пустил корни в массовую культуру благодаря книгам, фильмам и компьютерным играм. При всем желании Борн не смог бы сходу вытеснить из сознания зрителей образ Бонда, имя которого стало нарицательным. 

Джеймс Бонд превратился в бренд, вокруг которого годами выстраивалась целая империя, возглавляемая семейством Брокколи. Эти предприимчивые и умные продюсеры всегда держали нос по ветру, улавливали сигналы аудитории и сумели по максимуму воспользоваться новыми медиаинструментами. Бонд попросту заполонил собою информационное поле: он смотрит на вас не только с киноэкранов и обложек, но и с рекламных полос и проспектов, продает часы, автомобили, парфюм и даже пиво. Возможно, кого-то это раздражает, но пальба изо всех медиаорудий позволяет продюсерам удерживать ведущую позицию образа в головах аудитории разных поколений на протяжении десятилетий.

Франшиза с Дэймоном не смогла стать заменой из-за более скудного наследия: четыре фильма против двадцати пяти, нехватки финансовых и маркетинговых ресурсов. Сказалась агрессивная и одновременно гибкая политика семейства Брокколи: продюсеры учуяли тренд на реалистичность во всем, заложенный «борнианой», и взболтали собственный коктейль, перезапустив киносерию. Борн оказал Бонду услугу. В итоге в выигрыше остались зрители, которые получили две запоминающиеся кинофраншизы.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости