20 октября

Реальность куда страшнее. Какие проблемы общества зашифрованы в популярных фильмах ужасов

Постер фильма «Кошмар на улице Вязов»

За фильмами ужасов закрепилась репутация разовых аттракционов на вечер, но истории кровожадных убийц или призраков – лишь видимая часть этих картин. На самом деле практически в любом хорроре зашифрованы коллективные страхи, которые тревожат зрителей гораздо сильнее, чем судьба конкретной жертвы. Они заставляют чувствовать сопричастность к тому, что происходит на экране, а порой и ощущать вину за ошибки героев. 

Разбираемся, о каких проблемах и страхах общества рассказывают 5 культовых фильмов ужасов, почему люди теряли сознание во время просмотра одной из картин и как жанр менялся со временем. Гарантируем, что после прочтения статьи известное кино будет смотреться по-новому. 

«Изгоняющий дьявола» (1973) – страх вторжения враждебной культуры

«Изгоняющий дьявола» – самый кассовый хоррор в истории кино. Его несколько раз запускали в прокат, и в итоге сборы достигли 402 млн долларов с поправкой на сегодняшнюю инфляцию. Основой для фильма стал одноименный роман писателя Уильяма Питера Блэтти, который зарабатывал написанием комических книг и сценариев. Когда же они перестали приносить деньги, Блэтти решил радикально сменить жанр. 

«Изгоняющий дьявола»

Он вспомнил историю, как в конце 40-х в Университете Джорджтауна священники изгоняли демонов из мальчика-подростка: на теле ребенка неожиданно появлялись надписи и раны, кровать тряслась, а предметы сами перемещались по комнате. Документальных подтверждений этого феномена нет, но история впечатлила писателя, и всем этим паранормальным явлениям нашлось место в романе и кино. Для большего драматизма Блэтти заменил героя на девочку, которая в фильме страшно сквернословит и принимает жуткие неестественные позы. 

«Изгоняющий дьявола»

Почему съемки доверили документалисту 

Режиссером «Изгоняющего дьявола» стал экс-документалист Уильям Фридкин. На этом настоял писатель – ему хотелось, чтобы кино получилось обстоятельным, но доступным широкому зрителю, а не напоминало запутанный артхаус. Поскольку главной темой романа было обретение веры, режиссер добавил в фильм скрытую историю про столкновение двух религий и культур. 

В первых кадрах картины отец Меррин, один из главных героев, сталкивается с враждебными взглядами мусульман на раскопках в Ираке. Для них он чужак, представитель распутной западной культуры, которого они не хотят видеть в своей стране. Когда священник возвращается в Вашингтон и пытается освободить от демона 12-летнюю Риган, он слышит, как она говорит на древнем языке. Девочка словно отстраняется от христианства и принимает другую – темную веру, которая разрушает душу и традиционные ценности американского общества. 

Рейтинг: IMDb 8.0, Кинопоиск 7.7

«Чужой» (1979) – страх мужчин перед сексуальным насилием 

Культовый хоррор вышел 2 года спустя после «Звездных войн». Научная фантастика стала модной, и студийные боссы искали новые фильмы в жанре. Когда Ридли Скотт получил «зеленый свет» на съемки «Чужого», руководство 20th Century Fox не до конца понимало, что режиссер собирается сделать мрачную жестокую картину, а не оптимистичное космическое приключение. 

«Чужой»

Для 1979 года фильм получился шокирующим: во время тестового показа зрители кричали, пересаживались подальше от экрана, один человек упал в обморок, а кого-то стошнило в уборной. Люди просто не были готовы увидеть, как гигантский паразит присосется к лицу человека, а потом из его живота вырвется странное отталкивающее существо. 

Визуальная часть фильма – плод воображения швейцарского художника Ханса Руди Гигера. Он страдал от жутких кошмаров и говорил, что если бы не писал картин, то сошел бы с ума. Для «Чужого» Гигер создал интерьер корабля пришельцев, ландшафт их родного планетоида и костюм монстра. Художник увлекался психоанализом Зигмунда Фрейда, поэтому его картины, как и тело чудовища, изобилуют фаллическими символами. Например, выдвижная внутренняя челюсть несла в себе отчетливую сексуальную угрозу.

После выхода фильма критики отметили, что провокационная форма головы Чужого, как и сцена с появлением зародыша из живота, играют на бессознательном страхе мужской аудитории перед сексуальным насилием. Знатоки кино сравнивали монстра с зубастым фаллосом, который источал пугающую ненасытную сексуальность.

«Чужой»

Также «Чужой» называли феминистским фильмом, потому что роль лидера-героя переходит женщине, но сцена драки Сигурни Уивер с андроидом Эшем и ее появление обнаженной скорее говорят о беспокойстве мужчин 70-х из-за женского движения за равноправие. 

Рейтинг: IMDb 8.4, Кинопоиск 8.1

«Кошмар на улице Вязов» (1984) – страх перед ужасами войны 

Классический хоррор режиссера Уэса Крэйвена («Крик», «У холмов есть глаза») относится к поджанру ужасов «слэшер». Так называют фильмы про резню и кромсание (англ. slash – удар с плеча, рубить), где загадочный антигерой изощренно убивает одного за другим нескольких людей. Прародителем слэшеров считается легендарный триллер Альфреда Хичкока «Психо» (1960), а лучшие образцы жанра были сняты в 1970-х годах: «Черное Рождество», «Техасская резня бензопилой» и «Хэллоуин» Джона Карпентера.

«Кошмар на улице Вязов»

К середине 80-х, когда вышел «Кошмар на улице Вязов», публика уже охладела к жанру, людям наскучили однотипные истории о психопатах-убийцах. Уэс Крэйвен был опытным режиссером и понимал, как сделать необычное кино, которое не отпугнет зрителя излишней новизной и соберет хорошую кассу. В итоге даже эксперты-киноманы признали, что идея действия в двух мирах, реальном и царстве снов, блестяще реализована. 

Фредди и ветераны Вьетнама – что у них общего?

Замысел фильма пришел к режиссеру после того, как он прочитал статью в газете. В ней рассказывали о странном явлении – ветераны Вьетнамской войны и беженцы из Южной Африки, которые перебрались в США после гражданских войн в Лаосе и Камбодже, боялись засыпать из-за слишком страшных кошмаров. 

Именно поэтому отец главной героини был ветераном Вьетнама, где американские солдаты жгли напалмом мирные деревни. Точно так же, как родители бросили в печь Фредди Крюгера за преступления, которые он, возможно, не совершал. Ответ на вопрос, виновен Фредди или нет, Крэйвен спрятал во второй части фильма. 

«Кошмар на улице Вязов»

В первой же части ночные кошмары с участием убийцы стали метафорой переживаний американских подростков 80-х из-за жестокости, которую творили их отцы во Вьетнаме. Не все тинейджеры 36 лет назад были увлечены лишь игровыми автоматами и бесконечными пересмотрами клипов Майкла Джексона. Многие из них ощущали ответственность за грехи родителей не меньше, чем старшее поколение.   

Рейтинг: IMDb 7.5, Кинопоиск 7.7

«Рассвет мертвецов» (2004) – страх общества перед самим собой 

Первые зомби-хорроры начала 30-х годов были мистическими фильмами, в которых сознание людей подчиняли себе колдуны африканского культа вуду. Все изменилось в 1978 году, когда режиссер Джордж Ромеро снял оригинальный «Рассвет мертвецов», где зомби появились из-за неизвестной пандемии. К началу XXI века любой фильм про ходячую «нежить» напоминал реальный сценарий конца света, потому что зомби в них не ожившие мертвецы, а инфицированные люди. Они заражались из-за неудачных экспериментов военных или медиков. 

«Рассвет мертвецов»

Подобная завязка стала нормой для зомби-хорроров, поэтому в своем ремейке классики режиссер Зак Снайдер («Человек из стали») не стал акцентировать внимание на происхождении живых мертвецов, а решил полностью изменить их модель поведения. В фильме они не медленные тугодумы, которых при определенной сноровке можно крушить десятками, а быстрые, свирепые и организованные монстры. 

Почему зомби до сих пор популярны? 

Независимый фильм Ромеро снимался как социальное и даже сатирическое высказывание на тему общества потребления, которое превращает людей в одержимых вещами, и в итоге они забывают о главных человеческих качествах: доброте, терпимости и сострадании. В блокбастере Снайдера все наоборот – это скорее экшн, где все играет на зрелищность: сложный грим, перестрелки, взрывы и динамичные схватки. 

«Рассвет мертвецов»

Хотя большинство современных зомби-хорроров созданы, чтобы просто пощекотать нервы, живые мертвецы до сих пор остаются самой широкой метафорой в кино. Безликие и бесчувственные, они могут стать символом любого общественного страха: каннибализма («Ночь живых мертвецов»), насилия («Земля мертвых»), фанатизма («Война миров Z») или раскола в обществе («Живая мертвечина»). Главное – показать это в фильме так, чтобы зритель не заскучал. У Зака Снайдера получилось. 

Рейтинг: IMDb 7.3, Кинопоиск 7.3

«Астрал» (2010) – страх домашнего насилия

Режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннел начали свою карьеру с короткометражки «Пила», которую они представили как дипломную работу в школе киноискусств в Австралии. Фильм так впечатлил экзаменатора, что он отправил пленку в Голливуд, и через несколько месяцев кинематографисты получили предложение снять полнометражную версию. К концу нулевых, когда «Пила» насчитывала уже 6 частей, Вон и Уоннел задумались о принципиально новом фильме, который мог бы заставить зрителей дрожать от страха, но без обилия крови и насилия в кадре. Так появился «Астрал». 

«Астрал»

История о мальчике, душа которого может покидать тело и путешествовать в параллельном измерении, получилась по-настоящему пугающей благодаря умению Джеймса Вана мастерски нагнетать «саспенс». Так в кино называют атмосферу тревоги и неопределенности, которая провоцирует зрителя беспокойно додумывать, с чем же столкнется герой в будущем. Однако сюжет «Астрала» больше о прошлом, а кома, в которую впадает главный герой, не что иное, как отсылка к домашнему насилию. 

«Астрал»

В фильме прямо не говорится, что ребенок пострадал от родителей, но за его душой охотятся демоны, которые преследовали отца в детстве. Теперь от них страдает сын, так же тяжело, как от взбучки отца-алкоголика. Кома – это попытка забыться и отстраниться от враждебного внешнего мира. 

Рейтинг: IMDb 6.5, Кинопоиск 6.8

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости