2 сентября

«Револьвер»: самый изобретательный и недооцененный фильм Гая Ричи

Фильм «Револьвер»

«Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» сделали Гая Ричи одним из самых любимых кинематографистов мирa. Его ставили в один ряд с Квентином Тарантино по влиянию на молодых режиссеров и изучали в киношколах, уделяя особое внимание драматургии и монтажу.

Все изменилось после фильма «Унесенные», который разочаровал как зрителей, так и критиков. Романтическая мелодрама с Мадонной в главной роли вызвала настолько сильное всеобщее отвращение, что порицатели даже переходили на личности. В глазах публики Ричи лишился не только самобытности, но и самодостаточности, превратившись в «мужа Мадонны». 

По идее, «Револьвер» должен был вернуть фанатам привычный формат криминальных комедий с британским черным юмором и реабилитировать режиссера. Правда, сложилось все несколько иначе и мы получили один из самых смелых киноэкспериментов нулевых.

В центре истории находится картежник Джейк Грин (Джейсон Стэйтем), который отсидел семь лет в одиночной камере за участие в нелегальных азартных играх. В тюрьме он пристрастился к книгам по теоретической астрофизике, математике квантовой механики и теории азартных игр — словом, активно занимался самообразованием. Выйдя на свободу, Джейк решает отомстить гангстеру, из-за которого оказался за решеткой, и попадает в новые неприятности.

Казалось бы, атрибуты классической формулы Гая Ричи налицо: закрученный сюжет, колоритные персонажи, затейливые диалоги и параллельный монтаж¹. Но Ричи резко меняет интонацию и вид юмора: матерные шутки и жесткие гэги уступают место утонченному культурному хулиганству.

¹ Параллельный монтаж — это когда кадры двух или более сцен чередуются друг с другом, создавая впечатление, что события происходят одновременно.

Тут и имена главных героев, отсылающие к библейским Патриархам: Джейк, Ави и Зак — сокращения от Иакова, Авраама и Исаака. И интерьер, подозрительно схожий с Сикстинской капеллой, и элементы «условного театра» Мейерхольда². Все это рассчитано не на смех, а на улыбку зрителя, улавливающего интертекст. Примечательно, что отсылки легки и ироничны: не влияют на развитие сюжета и основную идею фильма, но усиливают антураж.

² «Условный театр» Мейерхольда — способ актерской игры, при котором исполнитель демонстративно преувеличивает, всем своим видом подчеркивая условность происходящего.

Фильм «Револьвер»

Автор с самых первых секунд закидывает нас «цитатами великих людей» и демонстрирует длинноволосого (!) Джейсона Стэйтема, давая понять, что зрелище будет как минимум непривычным. В прологе звучат известные и даже заезженные изречения, однако здесь они раскрываются по-новому. Так, Ричи приводит цитату из основ шахмат: «Единственный способ поумнеть — играть с более умным противником». Далее этот принцип распространяется не только на шахматы, но и на аферы, напрямую влияя на сюжет.

В ходе повествования цитаты повторяются, и каждая из них становится названием условной главы. Постановщик конструирует систему, но осознанно делает в ней сбои, и порой сложно понять, происходят ли события по-настоящему, или же это только воспаленное воображение протагониста. 

Этого эффекта режиссер достигает с помощью ненавязчивых деталей: в фильме мы видим лишь 12- и 13-долларовые купюры, расплывчатый задний план и черные таблички вместо номеров автомобилей. При создании полуиллюзорной среды любая неточность может привести к нарушению атмосферы. Если не доработать — легко растерять антураж, а если перестараться — задушить иронию. Ричи мастерски выдерживает баланс.

Фильм «Револьвер»

«Револьвер» начинается как криминальный боевик о мести, а к финалу превращается в экзистенциальную притчу о самопознании и очищении. Гай Ричи говорит о важных вещах, но, оставаясь в традициях постмодернизма, делает это с демонстративной надменностью и самоиронией, словно боится быть воспринятым всерьез. Например, в ходе одной из важнейших драматических сцен герои превращаются в анимированных персонажей и совершают действия, невозможные в рамках реализма. Во многом из-за нарочитой несерьезности повествования картина провалилась в прокате и получила средние оценки от критиков.

В фильме прослеживаются идеи Бодрияра об обществе потребления, однако Ричи ругает капитализм не как систему, а как способ мышления. Его лирические герои, знакомые нам по «Картам» и «Кушу», переквалифицировались здесь из шпаны в гангстеров: теперь они носят дорогие костюмы, читают умные книги и рефлексируют.

Все это делает «Револьвер» необычным, непривычным, а для определенной части аудитории и вовсе неприемлемым: многие словно оскорбились из-за нежелания режиссера заниматься самоповторами и удовлетворять зрительские потребности. Впрочем, тем и ценно это кино: оно способно удивлять. И потому определенно заслуживает просмотра. 

«Револьвер»
Revolver
КиноПоиск: 7,4
Франция, Великобритания
2005
Боевик, криминальный
Фильм «Револьвер»
Смотреть на ViP Play

Новости