25 октября

«Зачем?» и другие вопросы фильму «Кошки»

В конце прошлого года на свет появилась киноадаптация хитового бродвейского мюзикла «Кошки». Причины ее появления до сих пор остаются загадкой для многих зрителей, и не случайно: будто при создании фильма все пошло не так. Попробуем пролить свет на причины появления и провала «Кошек».

«Кошки»
Внимание: это первый и последний ничем не примечательный кадр из фильма в этом тексте. Дальше будет только чудесатее и чудесатее.

Что это такое?

Начнем с феномена оригинального мюзикла. Впервые его показали в 1981 году в Лондоне, где он стал весьма успешен. Спустя год «Кошки» попали на плодородную для китча американскую землю, обрели еще большую популярность и до сих пор удерживают четвертое место в списке самых долгоиграющих шоу Бродвея.

Особенность мюзикла — его полная бессмысленность. Он не содержит политического, социального или философского подтекста, только незамутненное веселье в компании наряженных котами певцов. Автор мюзикла, композитор Эндрю Ллойд Уэббер, прославившийся мюзиклами «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита», на вопросы продюсеров, о чем его «Кошки», отвечал: «Просто о кошках». Этого оказалось достаточно: взрослым и детям пришлись по душе очаровательные коты, в образах которых угадывались привычные архетипы и характеры.

Для нас обычное дело, что котики подчинили себе интернет, но уже в 80-х они покоряли миллионы умов и сердец. «Кошки» стали настоящим хитом, и сейчас о них знают даже те, кто ничего не понимает в мюзиклах, — не только в Великобритании и США, но и во всем мире. За 40 лет существования на «Кошек» сделали десятки пародий, образы персонажей засветились во множестве телешоу и рекламных роликов, а Memory стала одной из самых узнаваемых песен из мюзиклов.

Кто до этого додумался?

«Кошки»
Ничего необычного, просто люди ползают по полу и лакают молоко из миски.

Режиссером выступил Том Хупер. Казалось бы, выбор со стороны продюсеров Universal Pictures неплохой: постановщик заработал гору «Оскаров» за картину «Король говорит!», да и мюзикл он уже адаптировал. Другое дело, как он это сделал. «Отверженные» Хупера — не самый удачный киномюзикл в истории. Картина по-киношному реалистично выглядит, но при этом поставлена по антиреалистичным театральным канонам: актеры поют, глядя в камеру, словно в зрительский зал, наигранно двигаются и пропевают все диалоги. Это не вяжется с мрачной картинкой и обилием недоступных для театра крупных планов. В рейтинге экранизаций мюзиклов сайта Metacritic «Отверженные» занимают «почетное» 176-е место из 358. Поэтому то, что «Кошки» оказались еще большим провалом, не стало неожиданностью.

От решений режиссера и продюсеров пострадало и главное — музыка. Эффектные номера с подтанцовкой и хоровым пением заменили сольными выступлениями Тейлор Свифт, Ребел Уилсон, Идриса Эльбы и Иэна Маккелена, которые без подпевки не вытягивали свои номера. В оригинальном мюзикле нет знаменитостей, но это не помешало ему стать большим хитом: постановка работает как слаженный механизм без выпирающих и требующих внимания деталей. Фильм же вынужден поддерживать культ звезд в современном Голливуде в ущерб качеству исполнения песен и хореографии.

«Кошки»
Зато фильму удалось то, что не удавалось никому: превратить красавца Идриса Эльбу в… то, что можно наблюдать на этом кадре.

У нас есть оскароносный режиссер, видные драматические актеры и мюзикл с несколькими знаменитыми песнями. При взгляде на такое комбо в голову приходит только один вывод: «Кошки» разрабатывались по шаблонам «Оскар-бейта»¹. К несчастью продюсеров, получилось наоборот: вместо оскаровских статуэток ушастые заработали шесть наград «Золотой малины», в том числе за худший фильм.

¹ «Оскар-бейт» — фильм, снятый по шаблонам лауреатов кинопремии «Оскар» прошлых лет с прицелом на призы. «Оскар-бейты» выпускают в прокат как можно ближе к «Оскарам». Как правило, это исторические драмы, посвященные трагическим событиям, или же людям с ограниченными возможностями, которые добиваются успеха. В главных ролях задействуют лауреатов прошлых церемоний. После успеха «Чикаго» к «Оскар-бейтам» зачастую причисляют адаптации мюзиклов.

Почему все так плохо?

«Кошки» не церемонятся и вводят в недоумение с первых же минут. Почему-то сценаристы, один из которых Том Хупер, позабыли наставления Уэббера и решили добавить в фильм сюжет. Просто потому, что массовое кино должно рассказывать очевидную историю, желательно серьезную и на важные темы. Но эта серьезность только усилила конфликт между элементами фильма и мюзикла, и из очаровательного абсурда кошки превратились в пошлый фарс. Любые попытки привнести вдумчивый сюжет терпят крах из-за главной проблемы: «Кошки» — нелепый по своей сути мюзикл. И он потеряет свою идентичность, если его усадить на пафосные сюжетные костыли.

«Кошки»
Даже исполнение великой песни Memory можно сделать невыносимым с такой графикой.

Диссонанс вызывает и визуальная часть фильма. Оригинал благодаря китчевости и яркости не вызывает дискомфорта: это классическое театральное представление. Герои в нем просто внешне похожи на кошек, но не подражают им буквально. В фильме же дизайн персонажей отвратит даже самого отчаянного кошатника. Актеры выглядят как голые люди с шерстью и ушами, которые ползают на четырех лапах. Но при этом они ведут себя намного более по-кошачьи, чем в мюзикле: мяукают, лижут лапы и другие части тела, шевелят ушами. В попытках создать что-то реалистичное авторы фильма дошли до «зловещей долины»² и остановились на самом ее дне.

² «Зловещая долина» — эффект, когда робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так же, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у наблюдателей. Люди на подсознательном уровне фиксируют несоответствие нормам внешности, а при определенном уровне сходства робот воспринимается не как робот, а как человек с отклонениями.

Что интересно, процесс адаптации фильма в мюзикл проходит куда безболезненнее. «Король Лев», «Мадагаскар», «День сурка», «Девять», «Рокки» и даже «Молчание ягнят» — все это большие театральные хиты, и с каждым годом их становится все больше. 

Еще в «Кошках» есть вот такие мышки, которых играют ни в чем не повинные дети.

Сколько это будет длиться?

Чем ближе к развязке, тем больше проблем фильм обнажает перед зрителем. Сюжетного рудимента не хватает на час и 45 минут, и последние три музыкальных номера буквально подвешены в отрыве от основной истории. Включая, кстати, сцену с песней Memory, превратившейся из кульминации постановки в несвязное послесловие. Основная сюжетная линия с котом-злодеем Макавити разрешается чуть ли не за полчаса до конца фильма. Но затем сценаристы все откатывают, потому что мы забыли послушать главную песню. 

Единственное, чего достиг фильм, — уникальное ощущение притягательной катастрофы, когда смотришь на аварию и осознаешь ее ужас, но не можешь оторваться. Ну, и некоторые песни звучали неплохо. Звучали, но не выглядели, так что их можно просто послушать в записи, смотреть фильм для этого необязательно.

Провал оказался неизбежен: он собрал меньше 80 миллионов долларов при бюджете 95 миллионов, что с учетом рекламных затрат вылилось в потерю студией Universal Pictures 100 миллионов. Критики оценили «Кошек» в среднем на 32 балла из 100, а зрители и того ниже. Зато они вдоволь оторвались в рецензиях и соцсетях. Следить за этим соревнованием в остроумии интереснее, чем за событиями фильма.

Смотреть «Кошек» — все равно что нарваться на какой-то отвратительный и доселе неизвестный жанр порно. Каждый раз, когда эти похотливые шерстяные демоны лакали молоко и мяукали, я боялся, что ФБР начнет штурмовать кинотеатр.
Кайл Бьюкэнэн, источник — twitter.com
Можно ли снять настолько плохой фильм, что из-за него киноакадемия заберет у тебя твой «Оскар»? Спросите Тома Хупера.
Collider, источник — twitter.com
«Кошки» — это худшее, что случалось с кошками после собак.
Эдвард Дуглас, источник — comicsbeat.com
Когда я вышел из кинозала, я уже не был уверен, как выглядят кошки на самом деле».
Клинт Вортингтон, источник — thespool.net
«Кошки»
Даже нелепые мыши выглядят симпатичнее, чем тараканы. В этот момент начинаешь думать, что фильм превращается в хоррор.

Когда это уже закончится?

В последние годы крупные студии Голливуда огорчают киноадаптациями мюзиклов. «Призрак оперы», «Энни», «Рок на века», «Чем дальше в лес», «Генетическая опера» и целых две части «Мамма Миа» — «Кошки» стали вишенкой на торте этого трэш-карнавала. Хочется надеяться, что колоссальный провал «Кошек» отвадит студии и лично Тома Хупера от таких экранизаций или хотя бы заставит более вдумчиво и творчески подходить к превращению мюзиклов в такие непохожие на них кинокартины. А пока остается только смотреть фильм с мазохистским интересом и заставлять себя поверить, что это произведение на самом деле существует.

«Кошки»
The Cats
КиноПоиск: 5,3
США
2019
Мюзикл
Мюзикл «Кошки»
Смотреть на ViP Play

Новости