Победа «Паразитов» на премии «Оскар» — одно из главных событий мирового кинематографа в 2020 году. Режиссер Пон Джун Хо отхватил четыре статуэтки, обогнав Тарантино и Скорсезе. Это стало неожиданностью для американского зрителя, но не для мирового: корейские кинематографисты выигрывают немало призов на международных фестивалях. Рассказываем о пяти южнокорейских картинах, которые стоит посмотреть каждому.
Хотя в 2019 году корейское кино отметило столетний юбилей, режиссеры долго оставались в тени японских, тайваньских и гонконгских коллег. Ситуация резко изменилась в 1999 году, когда экономический рост позволил продвигать фильмы за границей. В международный прокат, в том числе и в России, вышел боевик «Шири» о противостоянии северокорейских и южнокорейских спецслужб. Фильм стал хитом и сделал знаменитыми нескольких актеров: звезду «Паразитов» Сон Кан Хо, «Олдбоя» Чхве Мин Сика и Ким Юн Джина из сериала «Остаться в живых».
Тогда же появился первый корейский триллер про маньяков «Шестой подозреваемый», социальная комедия «Атакуй заправки», местная версия фильма ужасов «Звонок» (за три года до американской) и ряд хитовых мелодрам. Этот успешный год подсказал корейским продюсерам и режиссерам жанры, на фундаменте которых стоит выстраивать дорогу в большое кино.
«Оазис», 2002. Социальная драма, сделавшая Ли Чан Дона министром культуры
Первого значительного успеха на международной фестивальной арене достиг Ли Чхан Дон. Его третья картина «Оазис» заработала на Венецианском кинофестивале четыре награды, включая приз за лучшую режиссуру, премию актрисе-дебютантке и главный приз от Федерации кинокритиков.
Фильм рассказывает о двух изгоях: только отсидевшем незадачливом преступнике Джонду и девушке-инвалиде, пережившей церебральный паралич. Подрабатывая курьером, молодой человек оказывается в доме девушки, где, пользуясь ее состоянием, насилует ее и сбегает. Она же находит Джонду по оставленной им визитке, и между ними завязываются романтические отношения.
Это пронзительная и смелая мелодрама, прекрасно сыгранная двумя молодыми актерами, но очень некомфортная для просмотра. Она содержит сильные социальный и гуманистический посылы и при этом не лишена художественных приемов. Например, когда возлюбленная своими неловкими движениями мешает герою разговаривать по телефону, он представляет ее исцеленной, с правильной речью и плавными жестами. В подобных поэтичных и жестоких сценах «Оазис» проявляется как действительно корейский фильм. С годами национальная любовь к смешению жанров и эмоций станет визитной карточкой корейцев, и «Оазис» заложил фундамент этого имиджа.
Для Ли Чхан Дона этот успех обозначил еще и интересный шаг в карьере: в 2003 году его назначили Министром культуры и туризма Южной Кореи. Новый президент страны пообещал выбрать на эту должность деятеля искусства, а не очередного политика. Cам режиссер был настроен скептически и продержался на посту всего полтора года.
Множество людей рекомендовало меня президенту в качестве министра культуры. Я никогда не считал, что эта должность мне подходила в должной мере, и это была одна из тех горьких чаш, что нужно принять в течение жизни.Ли Чхан Дон, источник — Firecracker Magazine
«Олдбой», 2003. Самый важный южнокорейский фильм
После успеха фильма «Объединенная зона безопасности» режиссер и бывший кинокритик Пак Чхан Ук берется за «трилогию о мести». Это три не связанные сюжетом картины, где центральной становится «Олдбой», — история современного графа Монте-Кристо. Главный герой О Дэ Су, мелкий бизнесмен, муж, отец и пьяница, после очередной попойки обнаруживает себя заточенным в четырех стенах. Ему не сообщают причины похищения, кормят жареными пельменями, а из собеседников оставляют лишь телевизор. Он проведет в таком режиме 15 лет, после чего таким же загадочным образом будет вызволен и оставлен наедине со смятением и жаждой мести.
«Олдбой» — не обычный триллер о мести. Традиционные для жанра компоненты Пак Чхан Ук разбавил элементами арт-кино, создав убийственную смесь. Чего стоит знаменитая сцена драки в коридоре, снятая одним кадром с видом сбоку. Или не менее известный момент, когда О Дэ Су съедает живого осьминога, — такого в привычном жанровом фильме не встретишь. Сама история делает несколько неожиданных поворотов, после которых задумываешься: мстит главный герой или же становится жертвой мести сам.
Благодаря сочетанию жанровой легкости с необычным подходом к повествованию «Олдбой» заслужил звание выдающегося триллера. Поспособствовал этому и образ О Дэ Су. Главгерой в исполнении Чхве Мин Сика, один из самых презираемых и при этом достойных сочувствия персонажей в кино, придал картине драматизма. А образ замахивающегося молотком мужчины и вовсе стал культовым: отсылки к нему можно заметить в фильмах «Рейд 2», «Очень плохие парни», «Потрошители» и в видеоиграх A Way Out и Luigi’s Mansion 3.
На Каннском кинофестивале 2004 года, где председателем жюри был большой ценитель корейского кино Тарантино, «Олдбой» имел все шансы завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Но выбор сделали в пользу документалки «Фаренгейт 9/11» о недавних терактах, и триллер получил только Гран-при жюри. Однако это не помешало «Олдбою» стать международным хитом: он считается самым знаменитым корейским фильмом, если судить по количеству оценок на IMDb, к которому смогут приблизиться лишь «Паразиты».
«Поэзия», 2010. Исследование общественных проблем от главного корейского моралиста
Покинувший пост министра Ли Чхан Дон продолжил снимать кино. На этот раз он стал постоянным участником Каннского фестиваля, и в 2010 году его социально-экзистенциальная драма «Поэзия» заработала «Пальмовую ветвь» за лучший сценарий и награду от кинокритиков. В картине пожилая главная героиня пытается замедлить ход болезни Альцгеймера и вступает в поэтический кружок. На фоне разворачиваются основные события: в местной реке находят труп девочки, которую похитили и несколько дней насиловали школьники, один из которых внук нашей героини.
Первым делом в глаза бросается критика двуличного общества: Ли Чхан Дон показывает его через родителей, пытающихся выгородить сыновей-убийц. «Поэтическая» арка посвящена эскапизму и поиску прекрасного даже в невыносимой тяжести бытия. Атмосферой и проработкой персонажей «Поэзия» напоминает работы японских классиков Ясудзиро Одзу и Кендзи Мидзогути: герои очерчены минимумом деталей и предельно приближены к реальным людям. Таким образом Ли отмечает важность восточных традиций: их сохранность — большая проблема для Южной Кореи, которую часто называют 51-м штатом Америки.
В «постминистерском» периоде Ли Чхан Дон чувствует колоссальную ответственность перед обществом и стремится снимать высоконравственное кино. Он не ставит акцент на насилии и нарочитом реализме, как в европейском социальном артхаусе. И при этом не оставляет жестокость за кадром, в отличие от типичных режиссеров-моралистов, а демонстрирует ее в мыслях героев, что только добавляет художественной ценности его творчеству. Ли не стремится насытить фильм пошлыми душераздирающими моментами и делает упор на визуальные образы и эмоции. В этом он схож с Антониони, мастером фильмов об отчуждении.
«Пьета», 2012. Триумф легендарного Ким Ки Дука
Скончавшийся в декабре 2020 года Ким Ки Дук в Южной Корее до последнего считался аутсайдером, его работы очень прохладно встречали местные критики и зрители, но при этом за рубежом он был культовым и успешным режиссером. Пиком успеха Кима стал «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 2012 года, которого ему вручили за фильм «Пьета».
«Пьета» напоминает «Оазис»: это фильм о своеобразных отношениях двух людей. В жизнь Ган До, одинокого и жестокого выбивателя долгов, врывается мать, оставившая его в роддоме 30 лет назад. Женщина не просто хочет наладить отношения с сыном, но и вмешивается в его темные дела. Главный герой же пересматривает свое существование, впервые познав тепло близкого человека.
Фильм трудно назвать оригинальным и великим, но сочетание религиозных отсылок, интересной динамики отношений героев и критики капитализма понравилось венецианскому жюри. А благодаря фестивальному успеху на родине Кима стали уделять больше внимания авторскому низкобюджетному кино.
«Паразиты», 2019
В отличие от Ким Ки Дука, имя Пон Джун Хо до недавнего времени ни о чем не говорило рядовому зрителю. Режиссер долго добивался международного признания и даже снял фильм-приключение «Окча» для Netflix, но стал по-настоящему популярным, когда вернулся к национальному кино.
По сюжету члены бедной семьи Ким хитростью получают работу в доме богатой семьи Пак. Но когда Кимы, хорошо устроившись, задумывают откусить кусок пирога побольше, они попадают в безумную историю. Как в случае с «Олдбоем», сценарий «Паразитов» носится по серпантинам сюжетных поворотов: то и дело норовит сорваться в нереалистичный треш, но каждый раз удерживается и дарит мало с чем сравнимый саспенс.
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля досталась «Паразитам» не случайно. Пон Джун Хо впечатляюще жонглирует всевозможными жанрами, от трагикомедии с черным юмором до слэшера, но в результате получается социальная драма. Семьи представляют общественные классы, а их различия, от образа мышления до запахов, подчеркивают пропасть между ними в современной Южной Корее. Идея и события фильма подводят к мысли, что каждая ячейка общества паразитирует на других тем или иным образом.
Но даже художественного и общественного успеха недостаточно для победы иностранного фильма на «Оскаре». Что же произошло? Дело в хороших сборах и грамотной рекламной кампании. После яркого выступления в Каннах, где впервые за шесть лет фильм выбрало открытое голосование, он начал активно собирать кассу на кинорынках: 70 миллионов долларов в Южной Корее, более 40 миллионов в Японии и рекордные сборы среди фильмов не на английском языке в Великобритании и США — самые яркие из достижений картины. Подогревал интерес и средний рейтинг 96 из 100 на Metacritic.
С американским релизом продюсеры «Паразитов» устроили массивную промокампанию. Ее возглавила публицист и PR-стратег Мара Буксбаум, которая провела успешные оскаровские кампании фильмам «Фаворитка» и «Манчестер у моря». За четыре месяца до «Оскара» Пон Джун Хо успел засветиться в десятках телешоу и подкастов, дал бесчисленное число интервью, рассказал множество историй и помелькал в Instagram-аккаунтах актеров и режиссеров. Иногда к нему для пущего эффекта присоединялись исполнители главных ролей фильма.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.