29 апреля

Уход дель Торо, лишние персонажи и затянутые битвы: что помешало «Хоббиту» повторить успех «Властелина колец»

Коммерческий успех двух трилогий Питера Джексона кажется равным: и «Хоббит», и «Властелин колец» собрали в прокате почти по 3 млрд долларов. Но бюджет первой трилогии был в разы меньше, а номинаций на «Оскар» она получила в разы больше. 

Кроме того, «Властелин колец» не забыт даже спустя 20 лет после премьеры. В апреле трилогия вернулась в кинотеатры, а вскоре зрителей ждет одноименный сериал от студии Amazon. Выясняем, почему первая трилогия продолжает быть на коне, а вторую многие фанаты Толкина предпочли бы развидеть.

Причина 1. Чехарда с режиссерами

Кажется, что с экранизациями произведений Толкина всё стабильно: обе трилогии снимал Питер Джексон. Но за режиссерское кресло ему пришлось побороться с Гильермо дель Торо («Хеллбой», «Багровый пик», «Форма воды»).

Изначально режиссером назначили Питера Джексона, но вскоре его сняли с проекта из-за судебного разбирательства. Продюсер Сол Зэнц даже угрожал, что отзовет права и вместе Джексоном будет искать новую киностудию. Конфликт разрешился: бывшего режиссера назначили продюсером проекта, а к съемкам с энтузиазмом приступил Гильермо дель Торо.

В течение двух лет новый режиссер проводил исследования, переписывал сценарий и фокусировался на раскрытии главных образов героев. Но финансовые проблемы киностудий заставили дель Торо отказаться от участия в проекте, и режиссером вновь стал Питер Джексон.

В свете продолжающихся задержек с назначением даты начала съемок «Хоббита» я столкнулся с самым трудным решением в своей жизни. После почти двух лет жизни, дыхания и создания такого богатого мира, как Средиземье Толкина, я должен с большим сожалением отказаться от управления этими замечательными картинами.
Гильермо дель Торо, из материалов The Guardian

Когда с режиссером наконец определились, столкнулись с нехваткой времени. Сцены переписывались буквально на лету — неудивительно, что идеи дель Торо не получили должного внимания. Питер Джексон исчерпывающе описал процесс съемок: «Я не знал, что, черт возьми, делаю».

Поскольку Гильермо дель Торо должен был уйти, а я подскочил и взял на себя ответственность, мы не повернули время назад на полтора года и не дали мне эти полтора года на подготовку. Я просто начал снимать фильм, большая часть которого вообще не была подготовлена.
Питер Джексон, из материалов The Guardian

Причина 2. Растянутое повествование

Практически любая киноадаптация книги требует изменений оригинального текста. Но если для киноверсии «Властелина колец» некоторые сюжетные линии пришлось сокращать и убирать, то при создании «Хоббита» одну книгу растянули на три полноценных фильма.

Изначально студия New Line Cinema запланировала выпустить две части «Хоббита» — тогда Гильермо дель Торо предложил снять один фильм по роману Толкина, а второй сделать апокрифом1.

1 Апокриф — произведение, созданное на основе уже существующего, но трактующее мир оригинала с другой точки зрения. В данном случае апокриф мог рассказывать о времени между событиями «Хоббита» и «Властелина колец».

Съемки фильма-апокрифа не состоялись из-за конфликта правообладателей. А вернувшийся к роли режиссера Питер Джексон так вдохновился отснятыми материалами, что решил сделать из «Хоббита» трилогию.

Мы знаем силу нашего актерского состава и персонажей, которых они воплотили в жизнь. Мы знаем, насколько захватывающей и увлекательной может быть эта история. Я рад, что New Line, Metro-Goldwyn-Mayer и Warner Bros. (киностудии, которые участвовали в производстве «Хоббита», — прим. ред.) с одинаковым энтузиазмом готовы представить зрителям эту обширную историю в трех фильмах.
Питер Джексон, из материалов The Hollywood Reporter

Энтузиазм создателей разделили не все. Критики и зрители отметили общую несогласованность сюжета, невнятную структуру и резкие смены темпа повествования.

Это единственная культовая экранизация, в которой минут фильма больше, чем страниц книги. В первом фильме на каждую исходную страницу приходилась 1 минута 41 секунда фильма; 1 минута 20 секунд на страницу во втором фильме; и беспрецедентные 2 минуты на страницу в последнем фильме. Он длится 144 минуты, а основан всего на 72 страницах исходного материала.
Уолт Хики, из материалов FiveThirtyEight

Причина 3. Непродуманные персонажи

Если «Властелин колец» постепенно знакомил зрителей с миром Средиземья и всеми его обитателями, то «Хоббит» не смог раскрыть даже главного персонажа. Мотивацию Бильбо сложно понять, а значит, и наблюдать за его приключениями не так интересно.

Растянутость трилогии привела к тому, что второстепенным персонажам вроде Барда и Радагаста придумали отдельные сюжетные линии и не всегда уместные «фишки». Знакомые лица вроде Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Леголаса (Орландо Блум) тоже не порадовали зрителей: создатели как будто извлекали выгоду из их популярности, а не использовали героев для развития истории.

Персонаж Кейт Бланшетт не упоминается в книге «Хоббит», зато в экранизации присутствует

Даже знаменитое братство в «Хоббите» выглядит скорее стайкой забавных и очень похожих гномов, чем боевым союзом из представителей разных народов Средиземья. Выделяется среди них разве что Кили — и то потому, что этого требует любовная линия. Гном борется с Леголасом за сердце эльфийки Тауриэль (Эванджелин Лилли, «Остаться в живых»), которую ввели в сюжет для «поддержания гендерного равновесия».

Причина 4. Неубедительные батальные сцены

Питер Джексон пытался предотвратить возмущение фанатов по поводу батальных сцен еще до выхода третьего «Хоббита», когда анонсировал 45-минутную финальную битву. Режиссер преподносил ее длительность как одно из достоинств.

Это сражение отличается от всего, что мы снимали раньше. Различные силы, множество существ, огромные пространства подчеркивают ее грандиозный масштаб. Мы оказались на линии фронта вместе с ними.
Необходимо было продумать множество вопросов. Там есть гномы, люди, эльфы и орки, все с разными культурами, с разным оружием, разными щитами, узорами и тактиками. 
 Питер Джексон, из материалов Entertainment Weekly

Создатели фильмов понимали, что масштабные сцены сражений могут быстро надоесть зрителям. И даже выработали тактику, чтобы этого избежать:

У нас есть правило, что нельзя делать больше двух-трех кадров борьбы неизвестных героев, не возвращаясь к нашим главным персонажам. Иначе публика просто переутомится от боя.
Питер Джексон, из материалов Entertainment Weekly

Но зрителей батальные сцены не впечатлили: в массовых эпизодах враги «валились, как снопы сена», на орудиях убийства не оставалось крови, а в финальной сцене воинов как будто наштамповали на ксероксе.

При всей своей гигантомании сам Джексон по натуре все-таки не великан, а добродушный хоббит. Он будто сам до сих пор не может поверить, что ему дали шанс ворочать такими мощностями, и одежда ему то жмет, то сваливается с плеч. Одни эпизоды он безбожно растягивает, другие сокращает или выбрасывает. Только что эльфы собирались расстрелять гномов — и внезапно, едва ли не через одну склейку, они вместе атакуют орков. Почему, как, когда договорились? Вдруг на поле брани являются козлы, на которых вскакивают гномы, — и это, конечно, прекрасно само по себе, но если отвлечься от адреналина и задуматься, то довольно странно. Таких моментов в третьем «Хоббите» чем ближе к финишу, тем больше.
Антон Долин, из рецензии «Афиши Daily»

Зачем тогда смотреть 

Все вышеперечисленное не позволило «Хоббиту» стать культовым, но не сделало его плохим. Есть как минимум пять причин, почему трилогия заслуживает внимания:

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.