14 октября

Кто и как создал визуальный мир фильмов о Гарри Поттере

«Гарри Поттер» — одна из самых успешных кинофраншиз мира, любимый способ эскапизма миллениалов и обязательный этап взросления подростков. Те, кто однажды поддался обаянию волшебника со шрамом в виде молнии на лбу, как правило, навсегда остаются его поклонниками. 

Читайте, как создателям киноверсии «Гарри Поттера» удалось перенести мир Джоан Роулинг на экран, с какими трудностями им пришлось столкнуться и почему продюсерам повезло с Крисом Коламбусом.

Съемки всех частей «Гарри Поттера» требовали присутствия отдельной команды по работе с настоящими животными и птицами, снимавшимися в фильмах.

Джоан Роулинг — создательница визуального мира поттерианы 

У книг Роулинг есть качество, которое отличает по-настоящему хорошее фэнтези: почти маниакальное внимание к деталям. Она подробно описывает каждый персонаж, локацию, предмет, волшебное существо и явление. Тексты Роулинг могут казаться слишком многословными, но именно подробность описаний создает ощущение достоверности. 

Писательница представляла, как должна выглядеть волшебная вселенная, еще только начав работу над поттерианой. В фильме «Би-би-си» 2001 года «Гарри Поттер и я» Роулинг показала дюжину черновиков первой главы «Гарри Поттера и философского камня», список одноклассников Гарри для сиквелов с описаниями и родословными, наброски имен Пожирателей смерти и собственные иллюстрации к книге. 

Я рисую для себя. Мне нужно знать, как выглядят персонажи. 
Джоан Роулинг

Мир «Гарри Поттера» вышел многослойным, комплексным и непростым для киноадаптации: с такой гигантской фанбазой любое видение киношников могут воспринять в штыки. Поэтому Роулинг активно привлекали к съемкам, хотя контракт с Warner Bros. не подразумевал обязательства советоваться с писательницей.  

Крис Коламбус — режиссер, заложивший визуальные основы кинофраншизы 

Споры о том, какой режиссер поттерианы лучше, — один из любимейших видов спорта поклонников «Гарри Поттера», наравне с квиддичем. Восемь фильмов франшизы снимали четыре режиссера: первые две картины — Крис Коламбус, «Узник Азкабана» — Альфонсо Куарон, «Кубок огня» — Майк Ньюэлл, а оставшиеся четыре — Дэвид Йейтс. 

Коламбус был идеальным кандидатом для запуска франшизы. Искренний поклонник книг Роулинг, он легко нашел общий язык с писательницей. Фильмы Коламбуса можно считать слишком детскими и недостаточной изощренными, но все же именно его называют главным режиссером поттерианы. 

Перед первой встречей с продюсерами «Гарри Поттера» Коламбус девять дней переписывал сценарий «Философского камня», чтобы показать, как он видит фильм и как сильно хочет над ним работать.

Как Коламбус снимал поттериану

Коламбус создавал киновселенную Гарри Поттера с нуля и понимал, что не справится без Роулинг. Никто лучше нее не знал, как должны выглядеть волшебные заклинания, артефакты, места и существа. Коламбус и художник-постановщик Стюарт Крэйг постоянно советовались с Роулинг и взяли в работу ее рисунки. Стремясь к аутентичности, Коламбус решил работать только с британскими актерами. Ему и продюсерам удалось собрать идеальный актерский состав, и большинство тех, кто снимался в первых фильмах, прошли франшизу до конца. 

Кастинг на роли Гарри, Рона и Гермионы проводили несколько месяцев. Коламбус хотел, чтобы исполнители попадали в персонажей внешностью и харизмой, и не придавал значения опыту и мастерству, решив обучать их прямо на площадке. В интервью 2002 года Коламбус рассказал, что получил от процесса менторства большое удовольствие, хотя это выливалось в десятки дублей: «Я подумал, что могу превратить съемки в интерактивный опыт, где буду внутри процесса, а не сторонним наблюдателем. Наняв детей без актерского опыта, я буду играть вместе с ними в процессе обучения». 

Стивен Спилберг был первым претендентом на режиссерское кресло поттерианы, но не нашел общего языка с Роулинг. Другим претендентом был М. Найт Шьямалан, но он выбрал работу над собственным фильмом «Неуязвимый».

Десятки дублей затягивали съемки, и Коламбус решил снимать одновременно с нескольких камер. Он не знал, когда именно дети сыграют идеальный дубль и сделают ли они это одновременно, а так мог фиксировать максимум происходящего. Сбор «Гарри Поттера и философского камня» из такого количества материала потребовал титанических усилий. И хотя монтаж вышел динамичным, он не передавал настроение и характер персонажей, как, например, более поздний «Гарри Поттер и Орден Феникса».  

Откуда взялась оптимистичность поттерианы Коламбуса

Иногда на фильмы Коламбуса смотрят сверху вниз как на самые наивные, схематичные и детские во всей поттериане, сравнивая с более реалистичными, психологическими и политическими «Поттерами» его преемников. Но первые книги поттерианы именно такие: в них Гарри Поттер только избавился от вредных дядюшки и тетушки, получил билет в чудесный новый мир и еще не знает, что впереди смерти близких, война и антиутопия. 

Коламбус как раз точно попал в тональность. Известный как автор оптимистичных фильмов, в «Поттере» он достиг этого ощущения работой с колористикой и светом: в картине почти всегда ясная погода и жизнерадостные, праздничные, золотистые цвета. Чрезмерной наивности его фильмам добавляет разве что недостаток мастерства юных актеров и неестественная, еще не развитая компьютерная графика начала нулевых.

Гарри Поттер и философский камень
Несовершенство компьютерной графики особенно заметно в сценах с квиддичем: в этом кадре возле Гарри летит очевидная 3D-модель

Альфонсо Куарон — режиссер, сделавший поттериану взрослой

Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон получил предложение снимать поттериану, не прочитав ни одной книги. В разговоре с Гильермо дель Торо он посмеялся над возможным участием в «детском» проекте. Дель Торо назвал Куарона высокомерным и заставил прочитать книги

«Гарри Поттера и узника Азкабана» Альфонсо Куарона считают абсолютной противоположностью дилогии Коламбуса, но это правда только отчасти. Куарон получил в наследство натренированных на работу подростков, художника-постановщика Стюарта Крэйга со всеми декорациями, костюмами, бутафорией, локациями и набивших руку на «Поттере» продюсеров. К тому же после «Властелина колец» и сиквела «Матрицы» компьютерная графика в кино продвинулась вперед. 

Благодаря тонкому чутью киноязыка Куарону удалось перевести в образы психологизм и неосязаемые ощущения, которые у Роулинг присутствуют внутренним монологом главного героя. При появлении дементоров появляется наледь, хотя в книге говорилось только о неосязаемом ощущении холода, часто мигает и гаснет свет, символизируя опасность, и появляется вновь, когда нужно показать надежду. Почти постоянный дождь и обилие синего цвета совпадают с эмоциональным состоянием главного героя. 

«Гарри Поттер» Куарона получился приглушенным по части цвета и света, неуютным и темным, и даже традиционная заставка с названием фильма из золотой превратилась в тускло-серебристую и осталась такой до конца франшизы. Вдобавок Куарон тщательнее работал с территорией Хогвартса, соединив натурные съемки в Шотландии с компьютерной графикой. Эти ландшафты выглядят просторно и по-спартански сурово, подчеркивая, как изменились жизнь главного героя и его взгляд на мир. 

От предшественника Куарона отделяют более чуткая работа с актерами и совершенно другой подход к операторской работе. Вместо монтажа из коротких планов — сцены, снятые одним долгим дублем, которые не выглядят затянуто благодаря движению камеры и перемещению персонажей внутри кадра. Без лишних монтажных склеек, которых не бывает и в жизни, фильм вызывает ощущение присутствия. 

«Поттер» Куарона смотрится резко повзрослевшим на фоне первых частей: с подростками режиссер говорит, как со взрослыми, а взрослым демонстрирует, что это уже не наивное детское кино. 

Майк Ньюэлл — режиссер, превративший поттериану в блокбастер

Ньюэлл снимал «Кубок огня» и, вероятно, посчитал бессмысленным тягаться в визуальной изобретательности с Куароном. Ньюэлл сделал ставку на комедию и под стать этому вернул поттериане ясную погоду и многообразие цвета, сохранив, однако, приглушенные тона от предшественника. Он также смог придать франшизе качества настоящего блокбастера: внушительную компьютерную графику, размашистость локаций и зрелищные экшен-сцены.

«Кубок огня» номинировали на «Оскар» за декорации, самые масштабные во всей поттериане. Их пришлось строить для каждого задания турнира волшебников.

Проблема в том, что Ньюэллу не была по-настоящему интересна работа над «Гарри Поттером»: он не знал о существовании поттерианы, до того как получил предложение продюсеров, и остался недоволен съемочным процессом. Режиссер не был готов к ограничениям, неизбежным при работе над таким важным для студии проектом. 

Когда я взялся за работу, оказалось, что я очень ограничен сторибордами¹. В процессе съемок я не мог к ним ничего добавить или заняться импровизацией. Я ненавидел их. К сожалению, иначе было нельзя, потому что съемочный процесс с таким большим количество участников был спланирован по этим сторибордам. Я больше никогда не буду так работать.
Майк Ньюэлл

¹ Сториборд — усовершенствованная версия раскадровки режиссера, с которой работает вся команда фильма. В сториборде подробно прописаны детали съемок, так что по нему продюсер может посчитать стоимость проекта, оператор поймет, как строить кадр и как должна двигаться камера, осветители смогут решить, как ставить свет. Там же прописываются ключевые реплики персонажей и их действия.

Очевидно, франшизе был необходим другой режиссер, и продюсеры сделали спорный выбор, отдав поттериану Дэвиду Йейтсу, который до этого работал только на телевидении. 

Дэвид Йейтс — режиссер, соединивший визуальные элементы из прошлых частей

Судя по «Поттерам» Йейтса, он отнесся внимательно к наработкам предшественников и уважительно к первоисточнику. Йейтс подружился с Роулинг и довольно точно уловил дух поттерианы: ему удалось гармонично смешать леденящий хоррор, юмор и черты политической антиутопии. С точки зрения визуального языка Йейтс показал себя мастером деталей, выстраивания сцен, базовых законов монтажа и второстепенных персонажей. 

Например, в «Ордене феникса» Йейтс склеил кадры с Гарри и приковавшей его взгляд каруселью, откуда мама забирает сына. Такой монтаж выражает одиночество главного героя и его тоску по родителям.

Сцену спора Минервы Макгонагалл и Долорес Амбридж Йейтс поставил так, чтобы они попеременно спускались и поднимались по ступенькам лестницы: так при смене расстановки сил персонажи оказывались на разной высоте. Он также ловко раскрыл характер эпизодических персонажей через их действия за секунды экранного времени. Например, из двухминутной сцены первого прибытия Гарри в Министерство магии мы узнаем о его внутреннем устройстве, системе коммуникации между отделами и непорядочности местной судебной системы. А на тренировках «Отряда Дамблдора» за мгновение можно заметить трудолюбие Невилла или симпатию Чжоу Чанг к Гарри. 

Из заслуг Йейтса также отметим превращение газет в полноценный инструмент сторителлинга и «Сказку о трех братьях» в формате короткой мультипликации — момент, по поэтичности и красоте не уступающий идеям Альфонсо Куарона. Однако упоминания заслуживают не только режиссеры, но и другой член съемочной группы. 

Трехминутную анимацию сделали в британо-китайской студии Framestore под руководством режиссера Бена Гибона.

Стюарт Крэйг — художник-постановщик, воплотивший поттериану в материальном мире

Визуальную часть кино определяют три фигуры: режиссер, оператор и художник-постановщик. В случае поттерианы единственной постоянной этой троицы оставался Стюарт Крэйг. Возможно, именно он стал залогом визуального единства франшизы. 

Стюарт Крейг
До поттерианы художник-постановщик Стюарт Крэйг работал над «Человеком-слоном» Дэвида Линча и «Английским пациентом» Энтони Мингеллы.

Крэйг отвечал за локации для натурных съемок и курировал изготовление декораций, бутафории и костюмов. Он, как и Коламбус, трепетно отнесся к книгам Роулинг, консультировался с ней и спрашивал ее разрешения, если хотел внести сильные изменения. Режиссеры менялись, но Крэйг со своим подходом оставался.

Хотя многое в поттериане сделано с помощью компьютерной графики, реалистичность франшизы, особенно первых ее частей, это заслуга Крэйга. Во-первых, на момент съемок первых фильмов возможности графики были ограничены и многое приходилось делать вручную. Во-вторых, начинающие дети-актеры, скорее всего, растерялись бы, если бы снимались на фоне хромакея² и не понимали обстоятельств, в которых находятся их персонажи. В-третьих, для съемок требовались локации огромных масштабов, которые невозможно было найти в реальном мире. 

² Хромакей — технология, объединяющая несколько изображений в единую композицию путем замены и совмещения фонов.

Как воплощали и «выращивали» локации

Значительная часть съемок прошла в студии «Ливсден» в пригороде Лондона. Там построили даже дом Дурслей, потому что после одного съемочного дня в настоящем здании оказалось, что сделать полноразмерную декорацию дешевле. В павильонах «Ливсден» также снимали Платформу 9¾, большой зал Хогвартса и банк «Гринготтс».

Проблему масштаба решили, смешав декорации и модели с натурными съемками и компьютерной графикой. Косую аллею частично снимали в студии, частично на Леденгольском рынке в Лондоне и использовали хромакей, чтобы добавить ей длины на постпродакшене. Чтобы показать Хогвартс «в полный рост», использовали модель замка. Сцены вблизи снимали у стен Нового колледжа в Оксфорде, замка Алник и Даремского кафедрального собора. Только в последнем фильме Хогвартс пришлось сделать цифровым, чтобы Йейтс мог детально показать его во время финальной битвы. 

Хогвартс
Модель замка Хогвартс в тематическом парке Warner. Bros «Волшебный мир Гарри Поттера»

Фантастические твари и как их создавали

Некоторых волшебных существ Роулинг полностью придумала сама, а других позаимствовала из мифологий. Коламбус решил, что получит от детей более достоверную актерскую игру, если они смогут сфокусировать взгляд на волшебных существах на съемочной площадке, поэтому команда Крэйга создавала механические модели. 

Феникса Дамблдора сделали механической моделью, и настолько хорошо, что стоявшие рядом актеры не сразу поняли, что это не живая птица. Таким же образом изготовили голову василиска, гигантского паука Арагога и гиппогрифа Клювокрыла, последнего — с настоящими перьями и в трех экземплярах: стоящего, лежащего и вставшего на дыбы. 

Крэйг стремился использовать графику минимально: дьявольские силки из «Философского камня» сделали куклой, которой за кадром управляли кукловоды, фирменный гоблинский образ — это одноразовые маски под гримом, а вот домового эльфа Добби «играл» теннисный мяч, позже превратившийся в полноценный персонаж с помощью анимации. 

После первых двух фильмов все больше волшебства в поттериане стали создавать посредством компьютерной графики. Трудно представить, чтобы квиддич снимали как-то еще, кроме как с парящими на фоне хромакея актерами на метлах, а погоня с гигантским драконом из «Кубка огня» слишком масштабна, чтобы создавать ее с механической моделью. 

«Я очень ждал возможности сниматься в сценах квиддича, но в действительности это тяжелая работа. На метле приходится провести несколько часов подряд, не слезая. Из-за этого тело начинает немного болеть», — как-то поделился опытом съемок Руперт Гринт.

«Гарри Поттер» воплотился в жизнь усилиями многих людей. Для кино такого масштаба это естественно, но это же могло сделать фильмы разрозненными. Продюсерам удалось сохранить единство благодаря тесному сотрудничеству с Джоан Роулинг. Повлиял, пусть и не без ошибок, выбор режиссеров, которые с почтением относились к книгам и консультировали друг друга, передавая эстафету съемок новому постановщику. Магия «Гарри Поттера» во многом оказалась и в деталях, кропотливо воплощенных командой Стюарта Крэйга. Уже два десятилетия «Гарри Поттер» остается одной из самых успешных подростковых франшиз, что, наверное, можно считать главным показателем качества.   

Новости