В девяностые вышло множество мировых кинохитов, изменивших индустрию как с технической, так и с драматургической точек зрения. Мы подобрали пять классических фильмов, персонажи которых преодолевали самую сложную преграду — себя.
«Побег из Шоушенка»
The Shawshank Redemption
КиноПоиск: 9,1
США
1994
Драма
© 1994 Warner Bros. Ent. All Rights Reserved
Творческий союз Стивена Кинга и Фрэнка Дарабонта — один из лучших литературно-кинематографических тандемов в истории. В 1983 году Дарабонт снял короткометражную ленту «Женщина в комнате» по мотивам рассказа Кинга. Писателю понравилась экранизация, и они с режиссером стали друзьями по переписке. Потом Дарабонт загорелся желанием снять «Шоушенк»; они встретились, поговорили, и Кинг продал права на экранизацию за символическую сумму.
«Побег из Шоушенка» уже десятилетиями занимает первое место во многих топах, поэтому сложно поверить, что он мог не состояться из-за отсутствия финансирования. В те годы студии не жаловали ленты на тюремную тематику, считая их коммерчески убыточными. Сценарий понравился продюсеру Castle Rock Entertainment Лиз Глоцер, она даже грозилась уйти из компании, если та не возьмется за проект. Благо увольняться не пришлось.
Сюжет разворачивается вокруг Энди Дюфрейна (Тим Роббинс), которого признают виновным в убийстве жены и ее любовника, приговаривают к двум пожизненным заключениям и отправляют в одну из самых мрачных тюрем Новой Англии — Шоушенк. Герой с трудом, но все же приспосабливается к новым условиям, знакомится с Редом (Морган Фриман), начинает медленное восхождение по внутренней иерархии и стремится во что бы то ни стало доказать свою невиновность.
Хотя формальным протагонистом является персонаж Тима Роббинса, драматургический акцент смещен на героя Моргана Фримана. Он не просто рассказчик, но и тот, кто превозмогает себя, преодолевая страхи и совершенствуясь. Ред олицетворяет преодоление малодушия — мотив, пронизывающий все творчество Стивена Кинга.
Дарабонт адаптировал очень сложный литературный текст, прочувствовав, что эта история не только и не столько про тюрьму, сколько про искупление.
Смотреть на ViP Play
«Побег из Шоушенка» уже десятилетиями занимает первое место во многих топах, поэтому сложно поверить, что он мог не состояться из-за отсутствия финансирования. В те годы студии не жаловали ленты на тюремную тематику, считая их коммерчески убыточными. Сценарий понравился продюсеру Castle Rock Entertainment Лиз Глоцер, она даже грозилась уйти из компании, если та не возьмется за проект. Благо увольняться не пришлось.
Сюжет разворачивается вокруг Энди Дюфрейна (Тим Роббинс), которого признают виновным в убийстве жены и ее любовника, приговаривают к двум пожизненным заключениям и отправляют в одну из самых мрачных тюрем Новой Англии — Шоушенк. Герой с трудом, но все же приспосабливается к новым условиям, знакомится с Редом (Морган Фриман), начинает медленное восхождение по внутренней иерархии и стремится во что бы то ни стало доказать свою невиновность.
Хотя формальным протагонистом является персонаж Тима Роббинса, драматургический акцент смещен на героя Моргана Фримана. Он не просто рассказчик, но и тот, кто превозмогает себя, преодолевая страхи и совершенствуясь. Ред олицетворяет преодоление малодушия — мотив, пронизывающий все творчество Стивена Кинга.
Дарабонт адаптировал очень сложный литературный текст, прочувствовав, что эта история не только и не столько про тюрьму, сколько про искупление.
«Список Шиндлера»
Schindler's List
КиноПоиск: 8,8
США
1993
Биография, исторический, драма
© 1993 Universal City Studios, Inc. and Amblin Entertainment, Inc. All Rights Reserved
Польша, 1939 год. Нацисты регистрируют евреев и переселяют их в гетто. Предприимчивый немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер видит в этом возможность заработать на дешевой рабочей силе и приезжает в Краков, чтобы открыть фабрику по производству эмалированных изделий. Он дает взятки нацистским офицерам, чтобы те отдавали ему еврейских рабочих. Однако вскоре Шиндлер осознает, какой ад творится вокруг, и пытается все исправить.
Стивен Спилберг заинтересовался идеей этого фильма еще в 1983 году, но десять лет не мог решиться начать работу над ним. Сомневаясь в своей готовности снять кино про Холокост, он пытался передать режиссерское кресло Сидни Люмету, Мартину Скорсезе и Роману Полански, однако все они отказались. Пришлось самому.
Злые языки обвиняли режиссера в расчетливости, утверждая, что такой фильм просто не мог не взять «Оскар», однако целое поколение узнало о преступлении против человечества и человечности именно благодаря «Списку Шиндлера».
Смотреть на ViP Play
Стивен Спилберг заинтересовался идеей этого фильма еще в 1983 году, но десять лет не мог решиться начать работу над ним. Сомневаясь в своей готовности снять кино про Холокост, он пытался передать режиссерское кресло Сидни Люмету, Мартину Скорсезе и Роману Полански, однако все они отказались. Пришлось самому.
Злые языки обвиняли режиссера в расчетливости, утверждая, что такой фильм просто не мог не взять «Оскар», однако целое поколение узнало о преступлении против человечества и человечности именно благодаря «Списку Шиндлера».
«Бойцовский клуб»
Fight Club
КиноПоиск: 8,6
США
1999
Драма, триллер
© 1999 Twentieth Century Fox
Как-то раз во время туристической поездки Чак Паланик попал в драку и схлопотал ушибы и синяки. Несмотря на то что физические увечья были, так сказать, налицо, коллеги решили не спрашивать, что же с ним произошло. Так у писателя возникла идея романа «Бойцовский клуб», который впоследствии был гениально экранизирован Дэвидом Финчером.
Рассказчик и главный герой фильма (Эдвард Нортон), страдающий из-за бессоницы и еще кое-каких проблем со здоровьем, встречает харизматичного бунтаря Тайлера Дёрдена, с которым его объединяет неприязнь к обществу потребления. Вместе они открывают подпольный бойцовский клуб, стремясь к самосовершенствованию через саморазрушение.
Клуб набирает популярность и постепенно превращается в секту — со своими правилами, принципами и целями. Планы героев становятся масштабнее: теперь члены бойцовского клуба хотят изменить не только себя, но и весь мир.
Сценаристы переписали концовку романа, придумав финал, который по праву считается одним из самых неожиданных и эффектных в истории кино. Даже Чак Паланик признал, что в экранизации развязка лучше. Впрочем, фильм интересен не только финалом, но и процессом раскрытия и развития персонажей, их заразительной рефлексией, которая заставит зрителя задуматься о собственной жизни.
Смотреть на ViP Play
Рассказчик и главный герой фильма (Эдвард Нортон), страдающий из-за бессоницы и еще кое-каких проблем со здоровьем, встречает харизматичного бунтаря Тайлера Дёрдена, с которым его объединяет неприязнь к обществу потребления. Вместе они открывают подпольный бойцовский клуб, стремясь к самосовершенствованию через саморазрушение.
Клуб набирает популярность и постепенно превращается в секту — со своими правилами, принципами и целями. Планы героев становятся масштабнее: теперь члены бойцовского клуба хотят изменить не только себя, но и весь мир.
Сценаристы переписали концовку романа, придумав финал, который по праву считается одним из самых неожиданных и эффектных в истории кино. Даже Чак Паланик признал, что в экранизации развязка лучше. Впрочем, фильм интересен не только финалом, но и процессом раскрытия и развития персонажей, их заразительной рефлексией, которая заставит зрителя задуматься о собственной жизни.
«Криминальное чтиво»
Pulp Fiction
КиноПоиск: 8,6
США
1994
Криминальный, комедия
©️ 1994 Miramax, LLC. All Rights Reserved
«Бешеными псами» Квентин Тарантино с ноги открыл дверь в мир большого кино, а «Криминальным чтивом» вписал свое имя в историю. Этот фильм — настолько масштабное культурное явление, что представлять и тем более пересказывать его даже как-то невежливо. Да и как пересказать фильм, который полностью построен на нюансах: тут Джон Траволта поднял бровь — и это событие, там Сэмюэл Л. Джексон поморщился — и это все меняет. Словом, лучше один раз увидеть, а лучше не один.
Впрочем, за всеми неожиданными поворотами, гениальными диалогами, смешными гэгами и постмодернистскими отсылками стоит главная тема фильма — искупление. Все герои получают шанс на исправление ошибок, но лишь немногие им пользуются.
За нарочитым гротеском прячется серьезная философская тема. Настолько серьезная, что без черного юмора и самоиронии о ней не поговоришь.
Смотреть на ViP Play
Впрочем, за всеми неожиданными поворотами, гениальными диалогами, смешными гэгами и постмодернистскими отсылками стоит главная тема фильма — искупление. Все герои получают шанс на исправление ошибок, но лишь немногие им пользуются.
За нарочитым гротеском прячется серьезная философская тема. Настолько серьезная, что без черного юмора и самоиронии о ней не поговоришь.
«Зеленая миля»
The Green Mile
КиноПоиск: 9,1
США
1999
Драма, фэнтези
© 1999 CR Films, LLC. All Rights Reserved
Пол Эджкомб (Том Хэнкс) заведует блоком смертников в тюрьме «Холодная гора». Туда привозят темнокожего гиганта Джона Коффи (Майкл Кларк Дункан), который был признан виновным в ужасном преступлении и приговорен к казни на электрическом стуле. Однако чем ближе Эджкомб узнает нового заключенного, тем меньше верит, что тот способен на злодеяние, которое ему приписывают. К тому же выясняется, что Коффи обладает мистическим даром исцелять и воскрешать.
Еще одно творение тандема Кинг — Дарабонт, способное вывернуть душу наизнанку. В течение всего повествования режиссер умело наращивает чувственность и эмоциональность, не срываясь в дешевую слезливость. Это выдержанный и утонченный рассказ о человеке, искупающем чужие грехи.
Смотреть на ViP Play
Еще одно творение тандема Кинг — Дарабонт, способное вывернуть душу наизнанку. В течение всего повествования режиссер умело наращивает чувственность и эмоциональность, не срываясь в дешевую слезливость. Это выдержанный и утонченный рассказ о человеке, искупающем чужие грехи.
Все эти фильмы давно стали классикой мирового кино. Они разные стилистически и эстетически, но одинаково затягивают в свои миры, раскрывая силу человеческой натуры в борьбе с собой.