Победа «Паразитов» на премии «Оскар» — одно из главных событий мирового кинематографа в 2020 году. Режиссер Пон Джун Хо отхватил четыре статуэтки, обогнав Тарантино и Скорсезе. Это стало неожиданностью для американского зрителя, но не для мирового: корейские кинематографисты выигрывают немало призов на международных фестивалях. Рассказываем о пяти южнокорейских картинах, которые стоит посмотреть каждому.
Хотя в 2019 году корейское кино отметило столетний юбилей, режиссеры долго оставались в тени японских, тайваньских и гонконгских коллег. Ситуация резко изменилась в 1999 году, когда экономический рост позволил продвигать фильмы за границей. В международный прокат, в том числе и в России, вышел боевик «Шири» о противостоянии северокорейских и южнокорейских спецслужб. Фильм стал хитом и сделал знаменитыми нескольких актеров: звезду «Паразитов» Сон Кан Хо, «Олдбоя» Чхве Мин Сика и Ким Юн Джина из сериала «Остаться в живых».
Тогда же появился первый корейский триллер про маньяков «Шестой подозреваемый», социальная комедия «Атакуй заправки», местная версия фильма ужасов «Звонок» (за три года до американской) и ряд хитовых мелодрам. Этот успешный год подсказал корейским продюсерам и режиссерам жанры, на фундаменте которых стоит выстраивать дорогу в большое кино.
«Оазис», 2002. Социальная драма, сделавшая Ли Чан Дона министром культуры
![«Оазис» - Kinomia «Оазис»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image7-3.jpg)
Первого значительного успеха на международной фестивальной арене достиг Ли Чхан Дон. Его третья картина «Оазис» заработала на Венецианском кинофестивале четыре награды, включая приз за лучшую режиссуру, премию актрисе-дебютантке и главный приз от Федерации кинокритиков.
Фильм рассказывает о двух изгоях: только отсидевшем незадачливом преступнике Джонду и девушке-инвалиде, пережившей церебральный паралич. Подрабатывая курьером, молодой человек оказывается в доме девушки, где, пользуясь ее состоянием, насилует ее и сбегает. Она же находит Джонду по оставленной им визитке, и между ними завязываются романтические отношения.
Это пронзительная и смелая мелодрама, прекрасно сыгранная двумя молодыми актерами, но очень некомфортная для просмотра. Она содержит сильные социальный и гуманистический посылы и при этом не лишена художественных приемов. Например, когда возлюбленная своими неловкими движениями мешает герою разговаривать по телефону, он представляет ее исцеленной, с правильной речью и плавными жестами. В подобных поэтичных и жестоких сценах «Оазис» проявляется как действительно корейский фильм. С годами национальная любовь к смешению жанров и эмоций станет визитной карточкой корейцев, и «Оазис» заложил фундамент этого имиджа.
Для Ли Чхан Дона этот успех обозначил еще и интересный шаг в карьере: в 2003 году его назначили Министром культуры и туризма Южной Кореи. Новый президент страны пообещал выбрать на эту должность деятеля искусства, а не очередного политика. Cам режиссер был настроен скептически и продержался на посту всего полтора года.
Множество людей рекомендовало меня президенту в качестве министра культуры. Я никогда не считал, что эта должность мне подходила в должной мере, и это была одна из тех горьких чаш, что нужно принять в течение жизни.Ли Чхан Дон, источник — Firecracker Magazine
«Олдбой», 2003. Самый важный южнокорейский фильм
![«Олдбой» - Kinomia «Олдбой»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image3-min-1-e1609264486825-1400x833.png)
После успеха фильма «Объединенная зона безопасности» режиссер и бывший кинокритик Пак Чхан Ук берется за «трилогию о мести». Это три не связанные сюжетом картины, где центральной становится «Олдбой», — история современного графа Монте-Кристо. Главный герой О Дэ Су, мелкий бизнесмен, муж, отец и пьяница, после очередной попойки обнаруживает себя заточенным в четырех стенах. Ему не сообщают причины похищения, кормят жареными пельменями, а из собеседников оставляют лишь телевизор. Он проведет в таком режиме 15 лет, после чего таким же загадочным образом будет вызволен и оставлен наедине со смятением и жаждой мести.
«Олдбой» — не обычный триллер о мести. Традиционные для жанра компоненты Пак Чхан Ук разбавил элементами арт-кино, создав убийственную смесь. Чего стоит знаменитая сцена драки в коридоре, снятая одним кадром с видом сбоку. Или не менее известный момент, когда О Дэ Су съедает живого осьминога, — такого в привычном жанровом фильме не встретишь. Сама история делает несколько неожиданных поворотов, после которых задумываешься: мстит главный герой или же становится жертвой мести сам.
Благодаря сочетанию жанровой легкости с необычным подходом к повествованию «Олдбой» заслужил звание выдающегося триллера. Поспособствовал этому и образ О Дэ Су. Главгерой в исполнении Чхве Мин Сика, один из самых презираемых и при этом достойных сочувствия персонажей в кино, придал картине драматизма. А образ замахивающегося молотком мужчины и вовсе стал культовым: отсылки к нему можно заметить в фильмах «Рейд 2», «Очень плохие парни», «Потрошители» и в видеоиграх A Way Out и Luigi’s Mansion 3.
На Каннском кинофестивале 2004 года, где председателем жюри был большой ценитель корейского кино Тарантино, «Олдбой» имел все шансы завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Но выбор сделали в пользу документалки «Фаренгейт 9/11» о недавних терактах, и триллер получил только Гран-при жюри. Однако это не помешало «Олдбою» стать международным хитом: он считается самым знаменитым корейским фильмом, если судить по количеству оценок на IMDb, к которому смогут приблизиться лишь «Паразиты».
«Поэзия», 2010. Исследование общественных проблем от главного корейского моралиста
![«Поэзия» - Kinomia «Поэзия»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image2-4-e1609264452815.jpg)
Покинувший пост министра Ли Чхан Дон продолжил снимать кино. На этот раз он стал постоянным участником Каннского фестиваля, и в 2010 году его социально-экзистенциальная драма «Поэзия» заработала «Пальмовую ветвь» за лучший сценарий и награду от кинокритиков. В картине пожилая главная героиня пытается замедлить ход болезни Альцгеймера и вступает в поэтический кружок. На фоне разворачиваются основные события: в местной реке находят труп девочки, которую похитили и несколько дней насиловали школьники, один из которых внук нашей героини.
Первым делом в глаза бросается критика двуличного общества: Ли Чхан Дон показывает его через родителей, пытающихся выгородить сыновей-убийц. «Поэтическая» арка посвящена эскапизму и поиску прекрасного даже в невыносимой тяжести бытия. Атмосферой и проработкой персонажей «Поэзия» напоминает работы японских классиков Ясудзиро Одзу и Кендзи Мидзогути: герои очерчены минимумом деталей и предельно приближены к реальным людям. Таким образом Ли отмечает важность восточных традиций: их сохранность — большая проблема для Южной Кореи, которую часто называют 51-м штатом Америки.
В «постминистерском» периоде Ли Чхан Дон чувствует колоссальную ответственность перед обществом и стремится снимать высоконравственное кино. Он не ставит акцент на насилии и нарочитом реализме, как в европейском социальном артхаусе. И при этом не оставляет жестокость за кадром, в отличие от типичных режиссеров-моралистов, а демонстрирует ее в мыслях героев, что только добавляет художественной ценности его творчеству. Ли не стремится насытить фильм пошлыми душераздирающими моментами и делает упор на визуальные образы и эмоции. В этом он схож с Антониони, мастером фильмов об отчуждении.
«Пьета», 2012. Триумф легендарного Ким Ки Дука
![«Пьета» - Kinomia «Пьета»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image1-4-1400x788.jpg)
Скончавшийся в декабре 2020 года Ким Ки Дук в Южной Корее до последнего считался аутсайдером, его работы очень прохладно встречали местные критики и зрители, но при этом за рубежом он был культовым и успешным режиссером. Пиком успеха Кима стал «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 2012 года, которого ему вручили за фильм «Пьета».
«Пьета» напоминает «Оазис»: это фильм о своеобразных отношениях двух людей. В жизнь Ган До, одинокого и жестокого выбивателя долгов, врывается мать, оставившая его в роддоме 30 лет назад. Женщина не просто хочет наладить отношения с сыном, но и вмешивается в его темные дела. Главный герой же пересматривает свое существование, впервые познав тепло близкого человека.
Фильм трудно назвать оригинальным и великим, но сочетание религиозных отсылок, интересной динамики отношений героев и критики капитализма понравилось венецианскому жюри. А благодаря фестивальному успеху на родине Кима стали уделять больше внимания авторскому низкобюджетному кино.
«Паразиты», 2019
![«Паразиты» - Kinomia «Паразиты»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image5-3.jpg)
В отличие от Ким Ки Дука, имя Пон Джун Хо до недавнего времени ни о чем не говорило рядовому зрителю. Режиссер долго добивался международного признания и даже снял фильм-приключение «Окча» для Netflix, но стал по-настоящему популярным, когда вернулся к национальному кино.
По сюжету члены бедной семьи Ким хитростью получают работу в доме богатой семьи Пак. Но когда Кимы, хорошо устроившись, задумывают откусить кусок пирога побольше, они попадают в безумную историю. Как в случае с «Олдбоем», сценарий «Паразитов» носится по серпантинам сюжетных поворотов: то и дело норовит сорваться в нереалистичный треш, но каждый раз удерживается и дарит мало с чем сравнимый саспенс.
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля досталась «Паразитам» не случайно. Пон Джун Хо впечатляюще жонглирует всевозможными жанрами, от трагикомедии с черным юмором до слэшера, но в результате получается социальная драма. Семьи представляют общественные классы, а их различия, от образа мышления до запахов, подчеркивают пропасть между ними в современной Южной Корее. Идея и события фильма подводят к мысли, что каждая ячейка общества паразитирует на других тем или иным образом.
![«Паразиты» - Kinomia «Паразиты»](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image6-2-1400x788.jpg)
Но даже художественного и общественного успеха недостаточно для победы иностранного фильма на «Оскаре». Что же произошло? Дело в хороших сборах и грамотной рекламной кампании. После яркого выступления в Каннах, где впервые за шесть лет фильм выбрало открытое голосование, он начал активно собирать кассу на кинорынках: 70 миллионов долларов в Южной Корее, более 40 миллионов в Японии и рекордные сборы среди фильмов не на английском языке в Великобритании и США — самые яркие из достижений картины. Подогревал интерес и средний рейтинг 96 из 100 на Metacritic.
С американским релизом продюсеры «Паразитов» устроили массивную промокампанию. Ее возглавила публицист и PR-стратег Мара Буксбаум, которая провела успешные оскаровские кампании фильмам «Фаворитка» и «Манчестер у моря». За четыре месяца до «Оскара» Пон Джун Хо успел засветиться в десятках телешоу и подкастов, дал бесчисленное число интервью, рассказал множество историй и помелькал в Instagram-аккаунтах актеров и режиссеров. Иногда к нему для пущего эффекта присоединялись исполнители главных ролей фильма.
![Пон Джун Хо - Kinomia Пон Джун Хо](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2020/12/image4-min-e1609264469438-1400x763.jpg)
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.