4 января

Искусство манипуляции: как детективное кино играет с нашим любопытством?

Первое детективное кино появилось в начале XX века и с тех пор остается одним из самых популярных жанров. Черты детектива можно найти практически в каждом фильме: например, «Звонок» Гора Вербински — хоррор, сюжет которого построен на детективной истории. Более того, даже в любой из частей «Гарри Поттера» всегда есть элемент расследования. 

Рассказываем о базовых принципах построения кинодетектива на примерах легендарных фильмов. 

Интрига

Первая и главная составляющая детектива — интрига. Она есть почти в любой истории, но именно в детективе вокруг интриги строится сюжет. Поэтому во многих фильмах личность злодея скрыта, и неважно, когда антагонист впервые появляется в кадре. Чтобы зритель не заскучал, сценаристы создают иллюзию близкой развязки: кажется, убийца вот-вот будет изобличен, но вскоре становится ясно, что это лишь ниточка, ведущая к следующей улике.

В экранизации романа Умберто Эко «Имя розы» монах Вильям Баскервильский расследует убийства в мужском монастыре на севере Италии. Инквизиторы казнят одного из священнослужителей, посчитав, что преступления его рук дело, но лишь в самом конце станет известно, кто истинный убийца.

Вильям Баскервильский держит очки в металлической оправе, редчайшую для 1327 года вещь.

Тайной не всегда выступает личность преступника. В фильме Дэвида Финчера «Исчезнувшая» главный герой в исполнении Бена Аффлека обнаруживает, что его супругу похитили. Виновник известен почти с самого начала, а муж пытается разобраться, как злодей провернул свой коварный план. В подобных историях вопрос «кто?» не имеет значения, а на первый план выходят вопросы «как?» и «почему?».

Вовлечение в расследование

Это дает зрителю шанс раскрыть дело самостоятельно, похвалить себя и ощутить сопричастность к событиям фильма. Образцовое применение принципа можно увидеть в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе. Главный герой фильма, федеральный маршал Тедди Дэниелс, расследует исчезновение пациентки психиатрической клиники. Он изучает улики, опрашивает персонал, но не дает существенных комментариев. Так Тедди не мешает зрителю почувствовать себя детективом и решить загадку быстрее главного героя.

Даже на этом скриншоте можно найти улику, которая поможет расследованию.

А вот в сериале «Шерлок» Стивена Моффата сложно разобраться в происходящем без помощи главного героя. Все существенные улики остаются за кадром — Шерлок говорит о них уже после того, как раскрывает дело. Остается лишь восхищаться методом детективного гения без шанса посостязаться с ним.

Архетипичные персонажи

Чтобы зритель смог полноценно участвовать в расследовании, режиссеры используют архетипичных персонажей с экспрессивной мимикой, стереотипным внешним видом и ясными мотивами. 

Герои фильма Кёртиса Хэнсона «Секреты Лос-Анджелеса» отлично подходят для демонстрации этого приема. Персонаж Дэнни Де Вито — газетчик, ищущий скандальные новости из мира голливудской эстрады. Он носит шляпу, очки с толстыми линзами и пачку банкнот в кармане. Мимика выдает в нем жулика, готового на любую низость ради очередной сплетни, а мотив его очевиден: деньги. 

Но понятные персонажи могут усложняться с развитием сюжета. Герой Рассела Кроу (детектив Бад Уайт) классический плохой полицейский, который не стесняется использовать грубую силу для получения показаний. Он считает, что преступники должны быть наказаны, а закон не в состоянии обеспечить должной справедливости. С развитием фильма спектр эмоций Бада расширяется, а мотивы оказываются не столь прямолинейны. Зритель узнает о его тяжелом прошлом и замечает сомнения, гнетущие полицейского. Наблюдать за персонажем становится интереснее, а постепенное раскрытие характера помогает сблизиться с героем.

Косвенные улики

Скучно смотреть детектив, в котором преступник оставляет слишком очевидные улики. К примеру, если убийца врач, а на месте преступления находят медицинскую маску, места для интриги не остается. Лучше, когда сценаристы не ленятся придумывать косвенные улики. Например, если вместо маски найдут лазерную указку, которую врач использует во время чтения лекции в университете, загадка решится не так очевидно и сильнее заинтересует зрителя.

В фильме «Гарри Поттер и Тайная комната» главный герой расследует нападения на студентов школы волшебства «Хогвартс». Он находит волшебный дневник, где живет дух бывшего ученика Тома Реддла. Тот подсказывает Гарри, где искать ответы, а юный волшебник не задумывается, откуда автор дневника знает так много о тайнах школы. Только в конце становится очевидно, что Том Реддл — молодой лорд Волан-де-Морт, открывший Тайную комнату во время учебы в Хогвартсе.

Подробнее о визуальных особенностях франшизы читайте в статье: Кто и как создал визуальный мир фильмов о Гарри Поттере.

Отсутствие случайностей

Если вы когда-нибудь смотрели «Дашу-путешественницу», «Клуб Микки Мауса» или другое похожее детское шоу, то наверняка знаете, как везет их героям. Микки Маус легко переплывет болото на удачно припасенной надувной лодке, а если на пути Даши лежит пропасть, по счастливой случайности в ее рюкзаке окажется альпинистское снаряжение. Фатальные совпадения так же неестественны, как диалоги в рекламе отбеливателя: в это никто не верит, потому что в жизни такого не бывает. В детективе нельзя допускать удобных случайностей, иначе зритель не поверит в происходящее на экране.

Агент Паппас рассказывает герою Киану Ривза, зачем серферы используют вазелин.

В оригинальном фильме «На гребне волны» герой Киану Ривза, молодой оперативник ФБР, выслеживает банду грабителей банков. Его более опытный напарник, агент Паппас, выходит на преступников с помощью неочевидных деталей. На записи с камеры видеонаблюдения он замечает линию загара на талии одного из членов банды, а изучая состав грязи с подошвы грабителя, особое внимание уделяет воску. На основе этих данных Паппас делает вывод, что преступники — серферы пляжа Лос-Анджелеса.

Находчивость агента, который уже двадцать лет работает в ФБР, выглядит логично и не вызывает вопросов. А если бы бандиты оставили на месте преступления доску для серфинга, это выглядело бы нелепо и неправдоподобно. 

Логичный антагонист

Представьте, что смотрите запутанный детектив, где важно не пропустить ни единой детали. Вы анализируете действия персонажей, ищете улики, разгадываете мотивы героев, но единой картины не складывается: кажется, злодей действительно умен и мастерски заметает следы. Вам уже не терпится услышать сложное объяснение от главного героя, но внезапно оказывается, что убийца — сумасшедший, о существовании которого никто не знал. Такой поворот разочарует зрителя, ведь его попытки решить загадку самостоятельно были обречены на провал, а собранные улики не имели смысла.

В качественном детективе антагонист гармонично вписывается в развязку сюжета. В фильме Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай» главный герой берется за дело об исчезновении маленькой девочки. Он опрашивает жителей района, где произошло похищение, несколько раз приходит к ложным выводам и обвиняет второстепенных героев фильма. Когда улики складываются, преступником оказывается один из основных персонажей, знакомый нам с первых минут. Его действия на протяжении всей картины идеально соотносятся с произошедшим, а мотивы основаны на точке зрения, понятной всем зрителям. 

Больше о лучших работах Бена Аффлека можно узнать из нашей статьи

Что же такое каноничный детектив

Классический кинодетектив соответствует следующим принципам: 

Конечно, не во всех детективах используют данные принципы: особо талантливые кинематографисты, например Дэвид Финчер, Дэвид Линч или Джордан Пил, специально нарушают их, чтобы сделать кино интереснее. 

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели