24 ноября

Как попасть в Голливуд и остаться самим собой: режиссерский почерк Тайки Вайтити

Пять лет назад о Тайке Вайтити знали только любители европейского инди-кино. Сегодня имя режиссера на афише служит веским поводом купить билеты в кино или оплатить цифровую версию фильма. Получив широкую известность, Вайтити не только не изменил принципам в угоду массовому зрителю, но и привнес в индустрию уникальный подход к производству. На примере пяти главных фильмов режиссера рассказываем, что характеризует новозеландского гения.

«Мальчик»: проблема отцов и детей

IMDb: 7.5, Кинопоиск: 7.2, Rotten Tomatoes: 87%

Когда Тайке было пять лет, его родители развелись, а мальчик остался жить с мамой. Возможно, именно поэтому почти каждый фильм режиссера затрагивает тему отцовства: он не устает напоминать о важности семьи, особенно когда речь заходит о детях. Наиболее прямолинейно Вайтити раскрывает проблему в трагикомедии 2010 года «Мальчик». Главный герой картины — новозеландский школьник из бедной семьи. Мать паренька умерла при родах его младшего брата, а отец не смог справиться с утратой и уехал, оставив детей на попечение бабушке. Сюжет разворачивается спустя шесть лет, когда отец решает ненадолго заглянуть домой.

Вайтити тщательно исследует жизнь ребенка, растущего без родителей. Плохие отношения с братом, ложные ценности и беспричинная жестокость — лишь часть проблем одиннадцатилетнего мальчика. Встретив папу, главный герой надеется, что тот сможет подарить ему счастливое детство, которого так не хватает. Сравнивая поведение персонажей, режиссер размывает границу между ребячеством и ответственностью взрослого человека: отец и сын чудовищно похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Таким образом Тайка показывает: иногда детям приходится принимать сложные решения, а взрослые порой забывают о своих обязанностях и погружаются в детство. 

«Орел против акулы»: образ аутсайдера

IMDb: 6.8, Кинопоиск: 7, Rotten Tomatoes: 55%

Отец Тайки Вайтити был фермером и увлекался живописью. По словам режиссера, он рисовал в наивном стиле и привил ему любовь к художникам-примитивистам, в частности к работам Анри Руссо. На TEDx 2010 в Катаре Тайка упомянул, что предпочитает причислять себя к аутсайдерам: ему нравится снимать неформатное кино и рассказывать о проблемах людей, оказавшихся не на своем месте. 

Персонажи Вайтити — изгои общества, столкнувшиеся с кризисом самоопределения. Исключений нет: даже Крис Хемсворт в последней части франшизы про Тора сыграл забытого друзьями супергероя, совершающего подвиги, о которых никто его не просил. Тем не менее самые необычные киногерои встречаются в дебютной полнометражке режиссера «Орел против акулы».

«Орел против Акулы» — комедия о любви кассирши Лили и продавца видеоигр Джареда. Герои не ищут друг в друге идеалов, им достаточно лишь немного заботы, которую так сложно получить от окружающих. С первых минут может показаться, что главные герои очень странные люди. И действительно, Вайтити постоянно подчеркивает их нетипичность. Лили сочиняет неказистые песни о фруктах, а Джаред лепит свечки в форме Бен Ладена и башен-близнецов. Парень и девушка облачаются в нелепые наряды, несмешно шутят и планируют убийство человека, а частый крупный план акцентирует внимание на странной мимике их лиц. Чтобы сделать повествование сюрреалистичным, видеоряд разбивают на части мультипликационными вставками, выполненными с помощью кукольной анимации. 

На самом деле Тайка Вайтити лишь вводит зрителя в заблуждение. Если приглядеться к персонажам фильма, можно заметить, что все они чудаковатые: близняшки двигаются синхронно, сестра Джареда каждый день надевает новый спортивный костюм, а у босса Лили волосы на голове стоят дыбом. Режиссер намекает, что все по-своему уникальны и в каждом есть нечто удивительное.

«Реальные упыри»: простые шутки, построенные на нелепости

IMDb: 7.7, Кинопоиск: 7.4, Rotten Tomatoes: 96%

Режиссер увлекся комедией еще в университете, где он познакомился с лучшим другом Джемейном Клементом. Вместе они организовали комедийный ансамбль и гастролировали по Новой Зеландии и Австралии, исполняя юмористические сценки. Тайка не переносит печальных историй с плохим концом, поэтому его фильмы всегда содержат элемент комедии.

«Реальные упыри» 2014 года — проект, который принес режиссеру известность за пределами Новой Зеландии. Псевдодокументальный фильм про быт трех вампиров в современном мире понравился критикам свежим подходом к потустороннему сеттингу и небанальными шутками. Главное достоинство комедии Вайтити в ее простоте: гэги, обман ожиданий и абсурдный юмор понятны каждому зрителю. Обыденные действия в необычной форме смешат своей нелепостью. Так, например, в чистке зубов нет ничего смешного, но когда ты вампир и не отражаешься в зеркале, приходится просить помощи у друга. 

Именно нелепость характеризует юмор режиссера, на ней построены самые забавные шутки в его фильмах. В мире кино, где персонажи обычно блещут остроумием, приятно посмеяться над чем-то несуразным. Вампир, который подкладывает газетки под жертву, или бог грома, называющий Халка другом с работы, выглядят более естественно, чем пафосный герой с крутыми фразочками.

Подробнее о фильме читайте в подборке «5 комедий для коктейльной вечеринки».

«Кролик Джоджо»: драма, скрываемая юмором

IMDb: 7.9, Кинопоиск: 7.9, Rotten Tomatoes: 80%

Мать Вайтити — русская еврейка, и ее родословная оказала сильное влияние на режиссера. С детства Тайка знал, сколько боли может принести историческая несправедливость и как долго заживают шрамы, протянувшиеся на целые поколения. Вайтити не ставит искусственных препятствий на пути главных героев, он помещает их в остросоциальный контекст и рассматривает глобальные проблемы через призму их внутренних переживаний. Вот почему личная драма лежит в основе фильмов режиссера.

«Кролик Джоджо» 2019 года стал самым ярким высказыванием режиссера за всю карьеру. Картина переносит зрителя в Третий рейх и рассказывает историю десятилетнего мальчика, лучший друг которого — воображаемый Адольф Гитлер. Вновь поднимая тему отцов и детей, Вайтити рассматривает влияние государственной пропаганды на ребенка. Комичный тон картины призван притупить критическое мышление и взглянуть на Германию времен Второй мировой глазами мальчишки. 

Обилие света, яркие краски и оптимистичные интонации персонажей резко контрастируют с темами разговоров: когда домой к мальчику приходят агенты гестапо, режиссер находит множество поводов для шуток и представляет эту страшную ситуацию как сценку из скетч-шоу. 

«Тор: Рагнарек»: импровизация

IMDb: 7.9, Кинопоиск: 7.6, Rotten Tomatoes: 93%

В то время как Кристофер Нолан или Дэвид Финчер следят, чтобы актеры четко следовали сценарию и в точности выполняли указания, Тайка дает команде простор для творчества. Многие из самых запоминающихся действий и реплик персонажей возникают в процессе съемок. То же относится и к постпродакшену: Вайтити утверждает, что его фильмы перерождаются на стадии постпродакшена. В среднем на монтаж полнометражной ленты с качественной компьютерной графикой, перестрелками и обилием экшн-сцен режиссеры тратят от двух месяцев. Чтобы собрать «Реальных упырей» потребовалось три с половиной месяца, «Кролика Джоджо» — девять, а на «Тор: Рагнарёк» ушел целый год. 

Фильм про бога грома является лучшим примером фирменного почерка Вайтити. Режиссер полностью изменил подход к производству франшизы: от пафоса и мрачности предыдущих картин не осталось и следа. Вайтити до сих пор удивляется, что его не уволили вместе со всей съемочной группой за слишком вольное обращение со сценарием. Например, фраза «Он мой друг с работы» (так Тор говорит о Халке) была придумана юным фанатом киновселенной, с которым Крис Хемсворт разговаривал между дублями. 

Необычный подход режиссера к творческому процессу создает дружескую атмосферу на съемках. На шоу Джимми Киммела Крис Хемсворт так отзывался о работе над третьей частью: «Мы встречались с Тайкой на самых ранних этапах и он говорил: „Давай избавимся от этого образа [Тора] и создадим его заново”. Каждый день мы открывали что-то новое <…> и каждый день мы импровизировали, и находили именно то, что делало нас счастливыми».

Тайка Вайтити начал карьеру в кинопроизводстве, снимая фестивальные короткометражки. Уже тогда в картинах режиссера прослеживался особенный стиль. На первый взгляд фильмы Вайтити могут показаться наивными и несерьезными, переполненными неуместными шутками, но в этом и заключается их главная ценность. Тайка снимает кино о многогранности жизни: в ней много плохого, но даже в самые сложные времена есть вещи, над которыми можно посмеяться. Пройдя путь от университетского комика до звезды Голливуда, режиссер не стал менее искренним: каждый фильм Вайтити ощущается как смелый эксперимент и выглядит так, будто лучшие друзья решили снять кино мечты.