В 2003 году вышла «Комната» Томми Вайсо. За две недели проката картина собрала 1 800 $ при бюджете 6 миллионов. На IMDb рейтинг фильма составляет 3,7/10, на Rotten Tomatoes — 2,74/10, а на Metacritic — 9/100. Удивительно, но это не помешало «Комнате» стать знаменитой: сейчас у нее тысячи поклонников, а особенно комичные сцены фильма разобрали на мемы.
Читайте в блоге Kinomia, как величайший провал в истории Голливуда стал одним из самых известных примеров независимого кино и почему его создатель не настолько безумен, как принято считать.
Как стать голливудским актером
Знакомьтесь, Томми Вайсо. Он с детства мечтал стать актером и стал им, хотя путь его был совсем нетипичным. На примере его истории вы узнаете, как начать карьеру в киноиндустрии и какие сложности могут встретиться на пути к славе.
Переехать в Лос-Анджелес
Представьте, что вы решили начать актерскую карьеру в Голливуде. Что для этого нужно? Ну, для начала, попасть в Голливуд. Тут ничего неожиданного: учим язык, оформляем визу, берем билет, летим в Калифорнию. У Томми все вышло несколько сложнее.
Мальчик родился в небольшом польском городке в 1950-х. Томми понимал, что за большим кино надо ехать в США, но не знал, как это сделать; денег у семьи было мало, и юноше приходилось много работать.
Ближе к двадцати годам он решился на переезд во Францию. Конечно, нелегально. Там Томми пришлось еще тяжелее, чем на родине: он жил в подвале ресторана, работал без выходных и боялся депортации в Польшу. Однажды его задержали полицейские и избили так сильно, что потом еще много лет он ненавидел Францию и все, что с ней связано.
Через некоторое время Томми узнал, что в Америке живет его дядя Стэнли, и попросил его помочь с переездом. Неясно, сколько времени понадобилось на организацию и сколько лет было Томми, когда он наконец сел на самолет и улетел в страну своей мечты.
Устроиться на работу
Итак, вы в Лос-Анджелесе. Чтобы начать карьеру актера, надо бы для начала подкопить деньжат. Даже если вы обладаете несравненным шармом и выдающейся харизмой, все равно придется побегать по агентам, кастингам и фотосъемкам. Нелишним было бы походить на курсы актерского мастерства. Все это не только стоит денег, но и занимает много времени, а ведь еще надо где-то жить и платить за жилье. В общем, придется пахать.
По приезде в Америку у Томми денег не было вовсе. Он заработал первые сбережения в молочном отделе продуктового магазина, продавал йо-йо и игрушечных птиц на улицах Лос-Анджелеса. Затем он устроился официантом в итальянский ресторан и встретил Дрю Кэффи, который заменил ему отца. Неизвестно, кем был Дрю, но по словам Вайсо, он был добр, курил трубку, носил ковбойскую шляпу и многому его научил.
Кэффи помог Томми открыть бизнес и заработать свое первое состояние: Вайсо зарегистрировал компанию Street Fashions USA, которая продавала джинсы Levi's с недостающими петлями для ремня или плохими швами. Когда дела пошли в гору, Вайсо приобрел несколько крупных земельных участков в Сан-Франциско и начал сдавать их в аренду.
Найти агента и составить резюме
Когда у вас достаточно средств, чтобы целыми днями ходить на прослушивания и искать объявления о кастингах, самое время обзавестись агентом: он поможет найти роль и подскажет, чего не хватает для успешных проб. Рассылаем всем свои фотографии, видеопревью и резюме. Рано или поздно вас позовут на роль какого-нибудь статиста заднего плана и, если повезет, даже отснимут демоматериалы, которые вы сможете отправить кастинг-директору. Но никто не гарантирует вам успеха: многое зависит от удачи, внешности, возраста, огня в глазах, пламени в сердце, ну, вы поняли.
Томми был твердо настроен стать знаменитостью. Он ходил на курсы актерского мастерства, пробовался на кастингах и обрывал телефоны всех агентов Голливуда, но никто не хотел с ним работать. Вы бы тоже не захотели: он пугал людей внешностью, восточноевропейским акцентом и специфическими взглядами на жизнь. Томми не помогла удача, все его качества играли против него, он отчаялся и надолго забыл о своей мечте. И наверное, мы бы никогда не услышали о Томми Вайсо, если бы не Грег Сестеро.
Как снять фильм
Знакомьтесь, Грег Сестеро, лучший друг Томми, который написал о нем книгу «Горе-творец». Именно Грегу мы обязаны тем, что так много знаем о жизни Вайсо и о съемках «Комнаты». Грег, как и Томми, мечтал о звездной карьере, они познакомились на актерских курсах и спустя несколько лет знакомства сняли «Комнату».
Написать сценарий
Предположим, вы, как и Томми Вайсо, решили снять фильм. С чего стоит начать? Конечно, со сценария. Обычно сценарий фильма занимает 120 страниц и написан по правилам композиции, с разбиением на интригующее вступление, наполненную событиями основную часть и отвечающее на все вопросы заключение. Сценарий часто проходит через несколько авторов и этапов редактирования, прежде чем попасть в руки режиссера.
Но Томми Вайсо не волновали академические тонкости, он просто писал историю как считал нужным. Если вы захотите пересказать сюжет «Комнаты», получится набор клишированных фраз. У главного героя Джонни все прекрасно: квартира в Сан-Франциско, хорошая работа и верные друзья, но разлад в отношениях с любимой вносит беспорядок в его жизнь. Роль Джонни Вайсо написал для себя, а его лучшего друга Марка играет Грег Сестеро.
Основная проблема «Комнаты» в бессмысленных диалогах. Персонажи советуют не переживать, даже если речь идет о терминальной стадии рака, а взрослые мужчины провоцируют друг друга, издавая кудахтающие звуки и изображая цыплят.
По-настоящему странно выглядит сцена, в которой Марк рассказывает Джонни о вопиющем случае домашнего насилия. Персонаж Томми Вайсо будто не понимает ужаса истории и смеется в ответ:
— Я знал одну девушку, у нее было двенадцать парней. Один из них узнал об этом и избил ее так, что она попала в госпиталь на Герреро-стрит.
— Ха-ха-ха! Вот так история, Марк!
Провести кастинг на главные роли
Сценарий готов, пора организовать кастинг. Из сотен анкет кастинг-директор выбирает самых подходящих актеров и рассылает им текст роли, которую они должны сыграть на пробах. Актеров фотографируют и проверяют, подходит ли их образ персонажу. На следующем этапе кастинг-директор лично беседует с каждым претендентом, актер играет роль на камеру, после чего сотрудники решают, будет ли он участвовать в проекте.
Томми Вайсо не счел такой метод проведения кастингов подходящим, а может, и вовсе ничего не знал о кастингах. Он кричал на актеров и ожидал, что они будут ему подыгрывать. На пробах женских персонажей классическими его фразами были: «Твоя сестра только что стала лесбиянкой!» и «Твоя мать только что умерла!». Он был уверен, что после этого должна начаться «актерская игра». Для него было нормальным целоваться с актрисами на кастинге, толкать и унижать их. В итоге ни о каком профессиональном отборе речи быть не могло, а большинство уважающих себя людей не желали иметь ничего общего с «Комнатой».
Начать съемки
Когда сценарий готов и актеры подобраны, можно приступать к съемкам. Впрочем, необязательно ждать завершения кастинга. Обычно кинематографисты идут на все, чтобы удешевить производство: арендуют камеры, вместо того чтобы их покупать, стараются обойтись без излишних декораций, закупают оборудование и реквизит до начала съемок, оплачивают почасовую работу актеров и ограничивают их время на площадке.
Томми не волновали деньги. Для «Комнаты» купили две камеры: цифровую и пленочную. Вайсо потратил на них 250 000 $, еще примерно 60 000 $ ушло на линзы. Томми считал себя первопроходцем и очень гордился решением снимать фильм в двух форматах одновременно, но это лишь означало работу двух съемочных групп и сложности с выставлением освещения. Вайсо не нормировал рабочее время, поэтому большинство актеров постоянно присутствовали на площадке, даже если все сцены с ними уже были отсняты.
Другие решения Томми были еще более странными. Например, он отказался платить за кондиционер и покупать актерам питьевую воду, но выстроил для себя индивидуальный санузел в съемочном павильоне. Также были заказаны декорации для сцен, которые могли быть сняты на соседней улице.
Сам Вайсо постоянно забывал реплики, из-за чего отдельные сцены приходилось снимать часами. Порой все было так плохо, что эпизоды с его участием переозвучивали после съемок.
Томми постоянно генерировал безумные идеи. Например, была история с летающим вампирмобилем.
Хочу, чтобы моя машина взлетела в небо... Просто второстепенная сюжетная линия. Может, [Джонни] вампир!
Незнание производственного процесса и постоянная текучка специалистов раздули бюджет фильма до 6 миллионов долларов, но несмотря на внушительную сумму, «Комната» выглядит как студенческий проект. Этому во многом поспособствовал скверный характер Томми. Он не стеснялся ругать и унижать членов команды на глазах у съемочной группы, опаздывал и не считался с чужим мнением. Из-за постоянных разногласий Вайсо опасался, что кто-нибудь может плюнуть в его обед, и не ел из одноразовой посуды: по его мнению, она (посуда) могла быть отравлена.
Как организовать премьеру
Обычно премьере фильма предшествует большая рекламная кампания: трейлеры в кинотеатрах, интервью с исполнителями главных ролей, конкурсы для фанатов. Примерно за месяц или меньше до выхода фильма организуют предпремьерный показ, на котором часто присутствуют все причастные к созданию картины. Там можно получить автограф любимого актера, официальный мерч и услышать интересные истории со съемочной площадки. У высокобюджетных проектов предпремьерные показы проходят в крупнейших городах всего мира, а для независимого кино арендуются залы в одном или нескольких кинотеатрах.
Томми Вайсо старался как мог, чтобы организовать премьеру. На одной из главных улиц Лос-Анджелеса он арендовал билборд, который киностудии бронируют перед премьерой нового фильма. Обычно срок аренды не превышает одного месяца, но реклама «Комнаты» оставалась там пять лет. Посмотрев на билборд, вы бы ни за что не догадались, о чем фильм: из полезной информации был только номер телефона. Кстати, он работает до сих пор — если дозвониться, то можно услышать голос Томми, записанный на автоответчик.
Пиар-кампания также состояла из ТВ-рекламы и объявлений в печатных изданиях. Трейлер фильма крутили на большом экране в центре города. Реклама содержала отзывы вымышленных критиков из вымышленных изданий. Вот что написала о «Комнате» некая Entertainment Today:
Вайсо талантлив во многих областях и загадочен, поскольку он истинный каджун из Нового Орлеана... Это наэлектризованная драма о любви и вероломном предательстве.
Реклама не помогла: «Комната» с треском провалилась в прокате, собрав 1 800 $ за две недели. Во время премьеры многие зрители не могли унять смех, а некоторые выходили из зала и требовали вернуть деньги.
Как войти в историю
Если ваш фильм провалился в прокате, то на универсальные инструкции рассчитывать не стоит: спасти картину от забвения может только чудо. Это и случилось с «Комнатой».
Завоевать верность фанатов
В конце второй недели проката двое начинающих кинематографистов Майкл Руссле и Скотт Гэйрднер проходили мимо кинотеатра, когда их внимание привлекла большая надпись на кассе: «БИЛЕТЫ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖАТ». Чуть ниже была приведена выдержка из рецензии: «Просмотр этого фильма — как удар ножом по голове». Они не смогли удержаться.
«Комната» так понравилась Майклу и Скотту, что они показывали фильм всем друзьям. Через несколько лет вокруг картины Томми Вайсо образовался целый культ. Именно тогда появились многие ритуалы, сопутствующие просмотру «Комнаты», например традиция швырять пластиковые ложки в экран всякий раз, когда столовые приборы появляются в кадре.
Фан-клуб спас фильм от забвения. Однажды поклонники разбили палаточный лагерь возле кинотеатра с требованием продолжить показы любимого фильма, и энтузиазм фанатов и агрессивный маркетинг Томми Вайсо сделали «Комнату» легендой Лос-Анджелеса. Некоторое время у фильма даже был высокий рейтинг на IMDb. В октябре 2003 рейтинг фильма составлял 7/10, через год он опустился до 2,7/10.
Постепенно у фильма появились почитатели среди видных деятелей Голливуда, а к 2009 году картина стала широко известна. Появились статьи в Entertainment Weekly, Time, Harper’s Magazine, репортажи по CNN, Fox News и ABC World News.
Понравиться Джеймсу Франко
Джеймс Франко (Гарри Озборн из «Человека-паука», главный герой «Восстания планеты обезьян»), не был фанатом «Комнаты», пока в 2013 к нему не попала книга «Горе-творец» Грега Сестеро. После прочтения актер понял: он рожден, чтобы рассказать эту историю людям. Джеймса поразили чудаковатый характер Вайсо и его решимость в достижении своей мечты, и ему захотелось поведать о человеке с уникальным видением мира и о создании «Комнаты». Чтобы вжиться в образ, Франко встречался с участниками съемочного коллектива «Комнаты» и самим Томми. Актер хотел рассказать о светлой стороне Вайсо, которая так часто остается за кадром.
В 2014 году было объявлено о запуске экранизации «Горе-творца». В роли Томми Вайсо выступил Джеймс Франко, а Грега Сестеро сыграл брат Джеймса Дэйв Франко. В камео также появлялись Шэрон Стоун, Боб Оденкёрк, Зои Дойч, Брайан Крэнстон и даже сам Вайсо.
На премьерном показе «Горе-творца» зрители аплодировали стоя. Фильм получил 7,4/10 баллов на IMDb и выиграл пятнадцать наград, в том числе «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Обозреватель журнала Rolling Stone Питер Трэверс высоко оценил работу Франко как режиссера, а Ади Робертсон из The Verge отметила, что Франко удалось воспроизвести характерный восточноевропейский акцент Томми. Сам Вайсо сказал, что фильм понравился ему на 99,9%, а оставшийся 0,1% неодобрения списал на недостаточное освещение в начале.
После выхода фильма Джеймса Франко «Комнату» настигла вторая волна популярности: в 2017-м в рамках масштабной акции фильм показали в 600 кинотеатрах.
Почему «Комната» — произведение искусства
Во вступительных титрах «Комнаты» Томми Вайсо отмечен как режиссер, сценарист, актер и исполнительный продюсер. Также в числе исполнительных продюсеров указаны Хлоя Литске и Дрю Кэффри, но на самом деле они не имели отношения к проекту. Литске — пожилая дама из Окленда, прикованная к инвалидной коляске и помогавшая Томми избавиться от акцента. Она никогда не занималась кино. Кэффи и вовсе умер за несколько лет до начала съемок.
Бытует мнение, что Вайсо поместил их имена в титры, чтобы фильм выглядел солиднее. Может, оно и так, но знаете, у Томми с его сложным характером было слишком мало друзей. Возможно, без Дрю Кэффри и Хлои Литске он никогда бы не смог воплотить свои мечты.
И пусть «Комната» не лучшее кино в мире, она определенно заслуживает вашего внимания. Ее создатель не пользуется хитрыми сценарными приемами для удержания зрителя и не пытается развлечь нас проверенными голливудскими штампами. Он пишет искренне, в надежде поделиться чем-то очень сокровенным. Перед премьерой «Комнаты», держа микрофон в трясущихся от волнения руках, Томми Вайсо сказал:
Это мой фильм. Это моя жизнь. Я надеюсь, вы чему-нибудь научитесь и откроете себя.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.