5 марта

Как стать независимой, оставаясь собой: 10 примеров из кино

Кажется, что волна феминизма охватила Голливуд только сейчас, но оценить гендерную предвзятость фильмов пытались еще в 80-х. Тогда появился тест Бекдел. Чтобы его пройти, кино должно соответствовать нескольким критериям: в нем есть хотя бы две девушки, которые говорят друг с другом не о мужчинах. Требования кажутся элементарными, но далеко не все фильмы им соответствуют. Собрали 10 картин, которые прошли тест и запомнились благодаря сильным женским персонажам.

«Эрин Брокович», 2000

В прошлом Эрин Брокович — мисс Тихоокеанское побережье, а в настоящем — мать-одиночка, которая не может найти работу. У Брокович нет юридического образования, но она устраивается в адвокатскую фирму и берется за дела без гонорара. Собирая жалобы местных жителей, Эрин выходит на крупную корпорацию, которая отравляет жителей города хромом и выкупает дома пострадавших.

Фильм основан на реальных событиях. По словам настоящей Эрин, сюжет близок к истине на 98–99%. Главное несовпадение в том, что в жизни Брокович отравилась хромом, от которого и пыталась спасти местных жителей. Режиссер фильма Стивен Содерберг («Одиннадцать друзей Оушена», «Секс, ложь и видео») опустил эту деталь, чтобы героиня не выглядела мученицей.

Благодаря роли Брокович Джулия Робертс разрушила закрепившийся за ней романтический образ и стереотипы о матерях-одиночках. Она стала первой актрисой, которая получила почти все крупные награды за лучшую женскую роль, включая «Оскар», «Золотой глобус» и премию Гильдии актеров, и установила новую планку женской зарплаты в Голливуде. Согласно исследованию 2019 года, у голливудских актеров гонорары в среднем на 1 млн выше, чем у актрис. Джулия Робертс установила рекорд среди женщин и опередила своих мужчин-коллег по фильму еще в 2000-м: ее гонорар перевалил за 20 млн долларов.

«Улыбка Моны Лизы», 2003

Режиссера фильма Майка Ньюэлла («Донни Браско», «Четыре свадьбы и одни похороны») часто обвиняют в том, что он снял женскую версию «Общества мертвых поэтов». Сходство действительно есть: главная героиня, преподавательница Кэтрин Энн Уотсон, приезжает в частный женский колледж, чтобы через разговоры об искусстве заставить девушек пересмотреть взгляды на свое место в мире. Но если в «Обществе» юноши стараются найти призвание среди множества доступных им профессий, в «Улыбке» девушки осознают, что могут добиться большего, чем просто удачно выйти замуж.

Фильм стал дебютом для Джиннифер Гудвин («Почему женщины убивают») и получил номинацию на «Золотой глобус» за лучшую песню — The Heart of Every Girl Элтона Джона, а Джулия Робертс вновь подняла планку женского гонорара в Голливуде: актриса побила собственный рекорд и получила 25 млн долларов за роль.

«Все о Еве», 1950

До съемок в фильме «Все о Еве» карьера Бетт Дэвис находилась под угрозой: актрисе был 41 год и ей предлагали все меньше ролей, да и те второстепенные. В похожем положении оказывается и ее героиня, бродвейская звезда Марго Ченнинг, которая боится лишиться карьеры из-за «возрастного ценза». Он распространялся исключительно на актрис и порождал не только сексизм, но и вражду между самими женщинами: по сюжету фильма юная поклонница Ева Харрингтон (Энн Бакстер) вытесняет Марго из ее собственной жизни.

На съемках Дэвис и Бакстер подружились, хотя студийное руководство постоянно пыталось их разругать, чтобы конфликт на экране выглядел еще ярче. Актрисы не поссорились даже 33 года спустя, когда сюжет фильма стал реальностью и Энн Бакстер заменила постаревшую Бетт Дэвис в сериале «Отель». 

Картина произвела фурор в США, получила рекордные четырнадцать номинаций на «Оскар» и выиграла в шести, в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Но ни Энн Бакстер, ни Бетт Дэвис от Американской киноакадемии наград не получили.

«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015

Фильм рассказывает популярную историю Безумного Макса с позиции феминизма. Главный герой, Макс Рокатански — только наблюдатель, прикованный цепями к машине. Вся власть в руках Фуриосы (Шарлиз Терон). На фоне в буквальном смысле взрывного экшена она поднимает восстание против патриархата и увозит из города пятерых девушек, наложниц Несмертного Джо, которых диктатор считает своей собственностью.

Режиссер фильма Джордж Миллер («Иствикские ведьмы») попросил жену Маргарет Сиксел смонтировать картину, хотя раньше она никогда не работала над такими проектами. По словам режиссера, если бы «Безумного Макса» монтировал мужчина, получился бы очередной экшен-фильм, а Маргарет поставила  хореографию погони. Три месяца работы и отсмотр 470 часов снятого материала того стоили: Сиксел получила «Оскар» за лучший монтаж.

Из-за сложных и сумбурных съемок в пустыне ни Шарлиз Терон, ни Том Харди не понимали, в чем они участвуют. На пресс-конференции в Каннах Харди извинился перед режиссером за поведение на съемках и «близорукость»: «Я знал, что он гениален, но не знал насколько, пока не увидел картину». Фильм получил шесть «Оскаров» и четыре награды BAFTA.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2017

Во время путешествия по Америке режиссер фильма Мартин Макдона увидел три билборда с обвинениями полиции в бездействии. Местные жандармы игнорировали дело об изнасиловании и убийстве девушки, и ее отец арендовал рекламные щиты, чтобы привлечь внимание общественности. Увиденное вдохновило Макдону написать сценарий. Он немного изменил историю: девушка стала несовершеннолетней, а в центре истории оказался не отец, а мать-одиночка Милдред Хейс. Женщина из крошечного городка объявляет войну мужскому насилию и местным властям.

Когда режиссер Мартин Макдона писал сценарий, он сразу представлял в главной роли Фрэнсис Макдорманд. А вот актриса долго сомневалась, стоит ли браться за роль Милдред:

«К тому моменту, когда мне предложили роль, мне было пятьдесят восемь. Я была обеспокоена: женщины из социально-экономического слоя моей героини не дожидаются тридцати восьми лет, чтобы родить первого ребенка».

В конце концов Макдорманд уговорил ее муж, режиссер Джоэл Коэн. И не прогадал: за эту роль актриса получила почти все главные награды, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

О других фильмах Мартина Макдоны читайте в путеводителе по его творчеству. 

«По половому признаку», 2018

Рут Гинзбург сталкивалась с ущемлениями в правах с начала учебы в юридическом колледже: там не было женских туалетов, а преподаватели считали учебу девушек прихотью. Потом не могла найти работу, потому что никто не хотел нанимать женщину-адвоката, к тому же еврейку и с ребенком. По иронии судьбы ее карьера началась с защиты прав мужчин: она вела дело о налоговом вычете, который был доступен только женщинам. Выиграв суд, она создала прецедент, который перевернул всю американскую юриспруденцию в области гендерного равноправия.

Когда племянник Гинзбург сообщил, что хочет написать сценарий для байопика о начале ее карьеры, судья Верховного суда ответила: «Ну если тебе больше нечем заняться…». Тетя несколько раз перечитала рукопись, прежде чем дала добро. Во время первой встречи с исполнительницей главной роли Фелисити Джонс («Вселенная Стивена Хокинга») Гинзбург усомнилась, что британская актриса сможет повторить ее бруклинский акцент. Джонс пришлось слушать многочасовые записи выступлений судьи и заниматься с тренером по диалекту. В итоге Гинзбург осталась довольна и, к удивлению съемочной команды, даже согласилась на съемки в финальном эпизоде — правда, только на три дубля.

«Все о моей матери», 1999

Фильм стал своеобразным продолжением ранней работы Альмодовара «Цветок моей тайны»: та же тема матери и смерти ребенка, та же героиня — Мануэла Кольман. Режиссер рассказал, насколько выносливой может быть любая женщина, даже если она не вписывается в каноны: среди героинь — трансгендерные личности, проститутка и монашка, которая заразилась ВИЧ.

Фильм взял «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA как лучшая картина на иностранном языке. Альмодовар посвятил ее «Бетт Дэвис, Джине Роулендз и Роми Шнайдер; всем актрисам, которые играют актрис; всем женщинам, которые играют; всем мужчинам, которые играют и превращаются в женщин; всем тем, кто хочет стать матерью, и своей матери».

«Убить Билла», 2003–2004

Культовая дилогия Тарантино — яркий пример воинствующего феминизма в кино: все женщины в фильме, включая антигероинь, — волевые, независимые персонажи. Особенно героиня Умы Турман: наемная убийца с кодовым именем Невеста владеет рукопашным боем, холодным и огнестрельным оружием и даже самурайским мечом. Она мстит обидчику и его приспешницам, и только в конце фильма зрители узнают, за что. 

Режиссер подарил Уме Турман роль в «Убить Билла» на тридцатилетие. Образ Невесты они придумывали вдвоем, и когда выяснилось, что актриса беременна, Тарантино терпеливо отложил съемки на год. Благодаря этой роли Ума Турман закрепилась в статусе всемирной звезды. По словам актрисы, фильм помог не только ей: «Ко мне подходили женщины и говорили, что этот фильм спас их, когда они чувствовали себя подавленно, когда у них были проблемы с парнями или они сомневались себе; что этот фильм высвободил в них некую энергию выживания». 

«Холодное сердце», 2013

Анимационный мюзикл с принцем из сказочной страны и предсказуемым финалом, где принцессу спасает поцелуй любви. Кажется, какой тут феминизм? Но не все так просто. «Холодное сердце» открыло эру сильных диснеевских принцесс. Главная надежда и опора сестер — они сами, и спасает Эльзу не поцелуй прекрасного принца, а любовь сестры. Мужские герои выступают в ролях антагониста (принц Ханс) и второстепенных персонажей (Кристофф). Мультфильм получил «Оскар» и стал самым успешным анимационным мюзиклом в истории.

«Малышка на миллион», 2004

Мэгги Фицджеральд — бедная 31-летняя официантка, которая мечтает стать боксершей. Все накопленные деньги она тратит на секцию известного тренера Фрэнки Данна (Клинт Иствуд). Но он «не тренирует девчонок». Чтобы обратить на себя внимание, Мэгги придется терпеть оскорбления, заниматься по ночам и ломать гендерные стереотипы.

Роль боксерши Мэгги Фицджеральд стала для Хилари Суонк испытанием на прочность. Актриса занималась с четырехкратной чемпионкой мира по кикбоксингу Люсией Рижкер, которая сыграла соперницу Мэгги, Билли Голубую Медведицу. Тренировки занимали по пять часов в день, и за несколько месяцев Суонк набрала почти 10 килограмм.

Прямо перед началом съемок Суонк подцепила инфекцию через мозоль на ноге. Врачи настаивали на трехнедельной госпитализации, но актриса взяла только неделю на отдых. Суонк даже не стала сообщать о травме продюсерам и режиссеру Клинту Иствуду, потому что ее героиня так бы не поступила.

«Малышка на миллион» получила четыре «Оскара» в основных номинациях — за лучший фильм, режиссуру, женскую роль и мужскую роль второго плана.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости