Британец Саша Барон Коэн — суперзвезда с уникальным подходом к комедии. Это смесь из перевоплощения, социального эксперимента, антропологического исследования, сатиры и документалистики. В образах казахского репортера Бората Сагдиева и гомосексуального фешен-журналиста Бруно Гехарда комик уже более 20 лет высмеивает остросоциальные проблемы.
Саша Барон Коэн прославился в конце 90-х в образе Али Джи — белого британского гопника, мимикрирующего под афроамериканскую хип-хоп-культуру. Али Джи вел собственное телешоу Da Ali G Show, где брал интервью у политиков, писателей, философов и других влиятельных людей. Саша Барон Коэн направлял беседу так, чтобы подсветить сомнительные и противоречивые идеи в головах собеседников. Например, в одном выпуске представитель департамента образования утверждал, что буллинг в школе нельзя сравнивать с настоящим физическим насилием, как будто эти два явления не являются одинаково ужасными. В Da Ali G Show впервые появились и Борат с Бруно.
Американское общество давно интересовало Сашу Барона Коэна: в Кембридже он исследовал, как американские евреи поддерживали афроамериканцев в борьбе за гражданские права. Комик продолжил изучать нравы страны в Da Ali G Show, приглашая на интервью американских гостей. Взявшись за полнометражное кино, Саша Барон Коэн отправился в США. Там комик сталкивал ничего не подозревающих местных жителей со своими персонажами, чтобы обнажить непривлекательные стороны нации.
Американский империализм
В «Борате» Саша Барон Коэн не ставил цели рассказать о Казахстане. Образ страны в фильме символизирует гиперболизированное представление среднестатистического американца об остальном мире, особенно восточном. Саша Барон Коэн показал, как колониальное мышление первых переселенцев из Европы, посчитавших индейцев людьми второго сорта, переросло в имперское мышление, при котором свойственно считать свой народ превосходящим другие народы.
Когда случайные встречные американцы говорят Борату расистские вещи и утверждают, что отмена рабства в Америке — позор, они наглядно демонстрируют имперское мышление, ощущение превосходства своей нации. То же самое происходит в сцене с родео в штате Вирджиния, когда Борат восхваляет вторжение США в Ирак и получает аплодисменты. Герои фильма считают, что империя лучше и умнее других, поэтому имеет право наводить порядок в других странах любыми методами.
Культ селебрити
Саша Барон Коэн не церемонится со знаменитостями и критикует культ славы. Борат видит Памелу Андерсон по телевизору и влюбляется в выдуманный идеализированный образ под впечатлением от ее красоты, но домашнее порно с участием актрисы разбивает его сердце. Часто поклонники звезд реагируют именно так: когда объект поклонения оказывается таким же человеком (набирает вес, говорит глупость или мастурбирует), их любовь резко пропадает. Например, так вышло с Бритни Спирс в 2008 году, когда из-за нестабильного психического состояния она побрилась налысо и получила волну ненависти от фанатов.
Обратная сторона медали — погоня за славой. В фильме «Бруно» герой решает стать знаменитостью в США. Он находит агента, пробуется на телешоу и пытается вычислить самую модную мировую проблему. Бруно не чувствует искреннего желания решить глобальные вопросы, он видит в них исключительно возможность выигрышно подать себя аудитории и прославиться.
Уровень сюрреализма возрастает, когда Бруно устраивает кастинг на шоу с маленькими детьми. Родители готовы на все в погоне за карьерой в шоу-бизнесе для отпрысков и наживой. Их не смущает ни то, что один ребенок будет в образе Иисуса, а другой — Гитлера, ни вопросы вроде «Насколько вашему ребенку комфортно находиться рядом с пчелами?»
Гомофобия
Глубже всего тему гомофобии раскрывает Бруно. Представители ЛГБТ-сообщества не раз называли Бруно проблемным персонажем, представляющим самые нелепые стереотипы о геях: жеманство, пошлая одежда, любовь к моде, развратное поведение. Но, как и в случае с Боратом, Бруно — воплощение предрассудков и лицемерия со стороны якобы толерантного американского общества, где все равны.
Когда Бруно приходит на телешоу, притворившись отцом-одиночкой, и рассказывает о тяготах родительства, аудитория поддерживает его. Но как только герой говорит, что мечтает найти идеального мужчину, те же зрители обмениваются взглядами, полными отвращения. Чтобы проще прославиться, Бруно решает стать гетеросексуалом и идет учиться брутальным боевым искусствам. Он говорит тренеру, что хочет защищаться от геев, а тренер всерьез советует готовиться к атакам со спины и сравнивает геев с террористами.
Сексизм
Тема сексизма и пренебрежительного отношения к женщинами появилась у Саши Барона Коэна еще в Da Ali G Show и первом «Борате», а в сиквеле «Бората» стала одной из ключевых. Али Джи и Борат воплощают типичное мизогинное мышление. Али Джи регулярно задает вопросы с позиции сексиста. Например, в интервью с американским политиком Ньютом Гингричем он спрашивает гостя, не выйдет ли так, что женщина-президент будет проводить слишком много времени в спа и на шоппинге в ущерб работе. В первой поездке в США Борат постоянно пристает к женщинам, отпуская сальные комментарии. Позже пьяные студенты с презрением говорят о женщинах, будто они не люди, и это пугает куда сильнее: ведь Борат всего лишь персонаж, а студенты реальны.
В сиквеле «Бората» главный герой едет в США с дочерью Тутар, которая становится зеркалом, отражающим взгляды патриархального общества на женщин. Первым делом Борат отдает Тутар на воспитательную беседу с гламурной Instagram-дивой, которая встречается с мужчинами за деньги. Вся линия Тутар в «Борате 2» — исследование отношения к женщинам в патриархальном обществе.
Антисемитизм
Будучи евреем, Саша Барон Коэн не обошел и вопрос антисемитизма. В первом фильме о Борате мы узнаем, что казахский журналист боится евреев. Попав в дом гостеприимной еврейской пары, он верит, что те хотят его отравить и умеют превращаться в тараканов. Во втором фильме тема антисемитизма получает еще больше экранного времени: Борат гордится своим антисемитизмом и считает, что холокоста никогда не было, — он прочитал об этом в группе в Facebook.
В обоих фильмах Борат часто отпускает антисемитские комментарии в разговорах со случайными людьми. Для Саши Барона Коэна это типичный прием: его персонажи говорят что-нибудь возмутительное и реакция окружающих срабатывает как лакмусовая бумага. К сожалению, чаще всего люди молча пропускают антисемитские (а также расистские, сексистские и гомофобные) реплики или, не задумываясь, подхватывают ксенофобский нарратив.
Фильмы Саши Барона Коэна больше пугают, чем смешат: творчество комика демонстрирует, как легко цивилизованные на вид люди закрывают глаза на дискриминацию или проявляют ее сами. В развитых странах много говорят о гуманизме, но даже в XXI столетии живы те же идеи, спровоцировавшие самые жуткие события прошлого вроде рабства и холокоста.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.