Как и представители других технических профессий в кино, гримеры часто остаются в тени актеров, режиссеров и сценаристов. Однако зачастую именно их работа определяет визуальный стиль фильмов и образы любимых персонажей. Из статьи вы узнаете, что скрыто за кулисами и чем занимаются гримеры, а некоторые моменты прокомментирует художник по гриму театра и кино Арина Беляева.
Зарождение профессии и путь к признанию
Профессия художника по гриму не была официально признана до 1937 года, когда гримеры и стилисты основали международный альянс. Первый же «Оскар» в номинации «Лучшие грим и прически» был вручен только в 1981 году. Пару раз их работу отмечали в номинации мастеров по спецэффектам, которые получали награды с 1938 года, но это можно считать исключением.
Это не значит, что профессии не существовало. С самого зарождения кинематографа работа киношного гримера сильно отличалась от театрального. Черно-белая пленка того времени обладала ограниченной светочувствительностью, из-за чего лица актеров часто выглядели слишком темными. Художники по макияжу исправляли это нанесением светлого грима и подводкой губ и глаз для контраста. К тому же актеры постоянно работали при искусственном освещении и много потели. Это вынуждало разрабатывать макияж, который держится несколько часов даже на влажном лице.
Несмотря на официальное признание и влияние, гримеры до сих пор сталкиваются с пренебрежительным отношением на съемочной площадке. Нередко продюсеры при оптимизации бюджета первым делом берутся за сокращение штата и оборудования гримерного цеха. Это еще больше касается независимого кино, в котором каждая копейка на счету.
Хотя наша работа важна и очевидна, с распадом Советского Союза расстановка сил и приоритетов в кинематографе немного изменилась. Теперь основная продающая сила — популярность актеров. Чтобы оптимизировать затраты на производство, продюсерам порой приходится принимать непростые решения.Арина Беляева
Иногда гримеров просят поработать в чуть менее комфортных условиях. В целом все уже относятся к этому нормально, хотя перемены в условиях работы или оплате издержек нас бы порадовали.
Чему не учат на курсах макияжа
Художники по гриму проводят наедине с актерами едва ли не больше времени, чем режиссер, что требует особого подхода к работе. Трейлеры, в которых проживают голливудские актеры на съемках, сродни святилищу: одни при нанесении грима любят поговорить, другие используют это время, чтобы сосредоточиться и повторить реплики.
Необходимость учитывать такие факторы, как настроение исполнителя, сложность предстоящей сцены и атмосфера на площадке, значительно усложняет работу. Если взаимоотношения между актером и гримером складываются, гример на время съемок становится карманным психологом звезды.
Те актеры, что склонны много говорить в присутствии своего гримера-психолога, неволей могут разболтать что-нибудь личное. Действительно, человек, которому ты позволяешь трогать свое лицо несколько часов в день на протяжении пары месяцев, должен быть надежным. Гримеры в этом случае становятся их доверенными лицами, от которых требуется умение хранить секреты.
Как я люблю шутить: все, что было в гримерке, остается в гримерке! Мне чувство юмора очень помогает в работе, неловкую ситуацию или спорный момент можно разрешить улыбкой. А таких моментов бывает немало: от конфликта в личной жизни актера до его недовольства режиссерским решением на площадке.Арина Беляева
На долгих проектах мы становимся одной семьей и знаем, у кого сломалась стиральная машинка или болеет мама, кто разводится и так д��лее. Это создает доверительную атмосферу и позволяет даже сложные работы проводить в приятной, комфортной обстановке. Например, актриса из одного сериала каждое утро заходила в гримваген, танцуя под веселую музыку, и заражала нас позитивным настроем. Мы обсуждали опыты медитаций и драмы в личной жизни, так что по сей день остаемся близкими приятелями, поддерживая теплые отношения в социальных сетях.
Бывает, актеры, переживая личный кризис, начинают сомневаться в своих талантах или внешности, они нуждаются в поддержке и принятии, которые опытные гримеры должны и могут оказать. Некоторые артисты очень переживают за состояние своей кожи, так что нужно исполнить все пожелания: воспользоваться личными кистями или косметикой, учесть предпочтения по прическе или количеству грима. Иногда пожелание перерастает в ультимативное требование — тут важно опустить личные амбиции и опыт и пойти навстречу человеку, избежав скандала.
Кто в гримерном цехе хозяин
Иерархия цеха грима и причесок в Голливуде проста и устоялась за столетнюю истории кино:
Помимо этого, гримеров делят по типу выполняемых работ:
А вот как гримерный цех устроен в России:
В России подготовкой материалов и организацией занимается художник по гриму. Он же отвечает за создание всех образов и технологий нанесения грима, учитывая особенности актеров и календарно-постановочного плана. Глава цеха и его ассистент готовят ведущих актеров, занимаются закупкой материалов.Арина Беляева
А гример работает в основном на площадке, что является отдельным видом мастерства. Он должен быстро реагировать на команды второго режиссера, следить за гримом и работать, не отвлекая артистов, операторов и осветителей. Нужно очень четко понимать задачи других департаментов, чтобы не создавать сложностей окружающим и выполнять свои обязанности максимально эффективно. Также гример порой отвечает за образы актеров второго плана и актеров массовых сцен.
Особенности работы визажиста по спецэффектам
Визажисты по спецэффектам используют не только обычную косметику, но и искусственную кровь, силиконовые накладки и даже части тела из латекса, металла и пластика. В зависимости от задумки, детали крепятся с помощью специального клея или находятся отдельно от актера и управляются с пульта.
Иногда художник по гриму сам способен сделать несложные спецэффекты. А если это объемные накладки, бутафория или аниматроника, приглашают узкопрофильных специалистов. Они делают, например, силиконовых кукол (почти любое падающее тело с высотного здания в кино) и костюмы, полностью меняющие облик человека («Вратарь галактики»). А в фильме «Вий» использовали симбиоз металлических механизмов, силиконовых форм и компьютерной графики.Арина Беляева
Самое сложное в работе с таким гримом — долгий процесс его нанесения. Зачастую это занимает не один час. Например, полное перевоплощение актера Рона Перлмана в Хеллбоя занимало порядка четырех часов. А отдельные орки из «Властелина колец» были вынуждены проводить по 12–16 часов в кресле гримера каждый день.
Рекордсменом в этом соревновании считается актер Род Стайгер. Перед каждым днем съемок фильма «Человек в картинках» по одноименному рассказу Рэя Брэдбери, гримеры проводили с ним 20 часов, вручную воспроизводя сложный рисунок на теле. Этот пример можно считать устаревшим, ведь сейчас такие изображения наносят при помощи переводных татуировок. 50 лет назад это не было доступно, что не умаляет заслуг гримеров и выдержки актера.
Верно, что пластический грим — наиболее заметная для зрителя часть работы гримера. Особенно когда актер меняется, стареет или молодеет на наших глазах в течение фильма. Я бы отметила работу пластических гримеров над образом Джареда Лето в «Господине Никто» и третьим сезоном «Настоящего детектива», где состаривали Махершалу Али. Я считаю это шедевральной работой.Арина Беляева
Еще будучи на образовательных курсах, я отметила одну деталь: чем незаметнее изменения необходимо произвести, тем деликатнее и сложнее работа. В сериале «Настоящий детектив» очень тонко подмечены перемены героя. В основном это отражено в прическе: дух времени и молодость, мягкость, некая беспечность героя в первом образе и строгость, воля, проявления более строгого характера во втором. Третий образ, скорее всего, выполнен с помощью тончайших накладок пластического грима на лбу, губах, на носогубных складках и нижних веках. Вкупе с талантливой актерской игрой работа гримеров дала потрясающий результат.Арина Беляева
Что касается отечественного кино, интересные примеры грима есть в «Последнем богатыре» и фильме «Хардкор». Для первого были созданы запоминающиеся и детально проработанные образы чудовищ из русских сказок: Кощея, Чуда-юда, Бабы-яги, Водяного. А второй, будучи зубодробительным боевиком в стиле видеоигры от первого лица, запомнился огромным количеством простреленных голов, отрубленных конечностей и разорванных в клочья тел. К тому же сыгравший в нем актер Шарлто Копли примерил на себя десяток образов, от солдата в форме времен Второй мировой до бомжа в московском автобусе.
В современном кино значение гримеров по-прежнему преуменьшают — как зрители, так и профессионалы от индустрии. Может сложиться впечатление, что с развитием цифровых технологий обработки видео важность нанесения грима уменьшилась, но все не так просто. Всевозрастающее увеличение разрешения экранов, переход сначала на HD-качество, а потом и на 4K сделало работу мастеров по гриму как никогда заметной даже для неискушенного зрителя.
Самый впечатляющий пример цифрового грима последних лет — фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе. На состаривание и омолаживание Роберта Де Ниро, Аля Пачино и Джо Пеши потратили порядка 100 миллионов долларов. Но и эта выдающаяся работа получила свою долю критики за нереалистичность. Так что в ближайшее время, пока графические технологии не выйдут на принципиально новый уровень, вся ответственность за точное воплощение образов всецело лежит на художественном департаменте.