«Молчание ягнят» Джонатана Демми удостоилось пяти статуэток «Оскар» во всех основных категориях, что до этого удавалось лишь двум лентам: «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Картина окупилась в кинопрокате 15 раз, десятки раз переиздавалась на видео, обросла продолжениями, предысториями и сериалами. Детективный триллер настолько глубоко вошел в массовую культуру, что в 2011 году «Молчание ягнят» было включено в престижный перечень художественно значимых лент, которые сберегаются для будущих поколений в киноархиве Библиотеки Конгресса США. Разбираемся, в чем феномен успеха фильма.
Предупреждаем: в статье есть небольшие спойлеры.
Сильный роман для экранизации
В основу «Молчания ягнят» положен одноименный роман бывшего журналиста Томаса Харриса, маниакально исследовавшего темы своих произведений. Известно, что Харрис тесно сотрудничал с ФБР, когда писал собственные романы о серийных убийцах, и выстраивал образы, отталкиваясь от реальных личностей, поэтому в его книгах настолько убедительные психопаты и расследования.
Книжный эксперт ФБР по маньякам Джек Кроуфорд списан с бывшего агента бюро Джона Дугласа, с которым Харрис был лично знаком. В Бизоне Билле писатель совместил сразу трех знаменитых маньяков: Эда Гина, Теда Банди и Гэри Хайдника. А вот прототип доктора Ганнибала Лектера долгое время был тайной, пока Харрис сам не открыл ее в предисловии к юбилейному изданию 2013 года.
Оказывается, в 60-е он писал статью о серийном убийце Дайксе Симмонсе. Преступник сидел в мексиканской тюрьме, где Харрис взял интервью у хирурга Альфредо Балли Тревиньо. Поначалу писатель думал, что это тюремный врач, и его удивили живой интерес и желание доктора узнать подробности убийств, совершенных Симмонсом. Как выяснилось позднее, интеллигентный и мягкий Тревиньо тоже был заключенным, осужденным за хладнокровное убийство и расчленение собственного любовника. Знакомство с противоречивой личностью настолько отпечаталось в памяти Харриса, что десятилетия спустя он превратил Альфредо в Ганнибала.
Безупречный кастинг
Изначально права на книгу приобрел Джин Хэкман («Французский связной») на паях с руководством киностудии Orion. Хэкман хотел сам сыграть Лектера, но после неудачи с драмой «Миссисипи в огне» решил передохнуть от тяжелых драм. В итоге Ганнибала сыграл не слишком известный на тот момент Энтони Хопкинс: режиссер и продюсеры высоко оценили его роль в картине «Человек-слон» Дэвида Линча, удостоенной нескольких номинаций на «Оскар» и ставшей большим хитом в кинопрокате. В драме Линча Хопкинс убедительно сыграл британского аристократа с добрым характером. Джонатану Демми как раз и нужен был актер, который сумеет воплотить образ утонченного интеллектуала с изысканными манерами, чтобы затем шокировать зрителя кровожадностью и психопатическими наклонностями. В разговоре с Хопкинсом режиссер так и сказал, что Лектер хороший человек, но заточён в больном разуме.
На главную женскую роль режиссер хотел пригласить Мишель Пфайффер, c которой сработался на криминальной комедии «Замужем за мафией» (1988), но она отказалась, поскольку студия не была готова выплатить ей двухмиллионный гонорар. В итоге героиню блестяще сыграла лауреатка премии «Оскар» Джоди Фостер.
По легенде Демми окончательно убедился в кандидатуре Джоди Фостер, когда увидел, как она решительно идет по коридору и с каким рвением жаждет играть. Такая страсть к роли объяснима: Фостер интересовалась покупкой прав на экранизацию, но ее опередили.
В ходе подготовки к ролям актеров активно консультировали представители ФБР. Фостер познакомилась с прототипом собственной героини, а Энтони Хопкинс активно изучал психологию поведения маньяков и ходил на открытые слушания по делам убийц. Исполнитель роли Кроуфорда Скотт Гленн смотрел видео с допросами преступников. Тед Левайн (Бизон Билл) даже знакомился с трансвеститами в барах, чтобы убедительнее сыграть в сценах, где он переодевается в женщину.
Сотрудничество с федеральной службой безопасности не ограничивалось одними консультациями. ФБР разрешило кинематографистам снимать на территории академии, поскольку проект создавал положительный образ и должен был способствовать рекрутингу женщин в ряды бюро. Так что в одной из первых сцен фильма стажер Кларисса Старлинг бежит через парк на территории академии силового ведомства.
Арт-поддержка
Воплощением образов занимались художник-постановщик Кристи Зеа, художник по костюмам Колин Этвуд и оператор-постановщик Така Фудзимото. Кристи Зеа построила стеклянную камеру, в которой держали Ганнибала Лектера. Так кинематографисты придали большую опасность сцене, где Ганнибал приближается к стеклу, словно акула в Океанариуме.
Предложения поступали также от самого Хопкинса. Ему удалось убедить Джонатана Демми одеть Лектера в белое, а не в оранжевую робу, как это принято в американских тюрьмах. Автор одобрил идею, поскольку Ганнибал Лектер был доктором и зрители могли оценить подобный ход.
Застывший взгляд Ганнибала Лектера — еще одна актерская находка Хопкинса. Манеру почти не моргать при разговоре он позаимствовал у рептилий. Самого героя он представлял для себя в качестве холодного и всезнающего компьютера «HAL 9000» из «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
Феминистский сценарий и режиссура
В качестве режиссера продюсеры утвердили неочевидную кандидатуру Джонатана Демми, постановщика мелодрам и комедий, а не триллеров. Но решение было осознанным: в сюжете сценарист «Молчания ягнят» Тед Тэлли противопоставлял героиню мужскому миру, а Демми в прошлом доказал, что умеет раскрывать женщин в кино. Так яркие женские образы выступали протагонистками в его картинах «Пересменка» (1984), «Дикая штучка» (1985) и «Замужем за мафией» (1988). Режиссер был одним из лучших в работе с женскими характерами, об этом свидетельствовали номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» актрис, участвовавших в его кинопроектах.
Чтобы погрузить зрителя в историю, режиссер и оператор-постановщик особенным образом выстраивали кадр. Каждый раз, когда герои-мужчины обращались к агенту Старлинг, они смотрели прямо в объектив. Таким образом, разрушалась четвертая стена и зритель буквально оказывался на месте героини. Клариссу же всегда снимали с небольшим смещением линии взгляда, противопоставляя мужчинам.
В 70-х искусствовед Лора Молви предложила теорию «мужского взгляда»: согласно ей женщин в кино изображают объектом, который мужчины желают заполучить. В фильме Демми героиня Джоди Фостер выступает не только объектом, но и субъектом. Именно она двигает историю вперед и доказывает, что способна на равных действовать с мужчинами. Поэтому «Молчание ягнят» во многом феминистское кино: даже сейчас, спустя 30 лет, агент Кларисса Старлинг входит в число лучших киногероинь.
Папа Ганнибал и дочь Кларисса
Бриллиантом драматургической составляющей картины стали взаимоотношения Клариссы и Ганнибала: он оказывается единственным, кто помогает девушке справиться с чувством вины перед отцом. В лице Ганнибала агент ФБР находит наставника, в котором она бессознательно видит фигуру погибшего родителя.
Зритель, как и Кларисса, словно ребенок, подпадает под обаяние доктора. Его внешние добродетели до поры скрывают звериную сущность этого безжалостного человека. Ганнибал чувствует героиню, не воспринимает ее в качестве сексуального объекта и понимает, как заставить ягненка из кошмаров героини замолчать. Ганнибал в стиле Сократа подталкивает Старлинг наводящими вопросами, на которые героиня самостоятельно ищет ответы.
Примечательно, что у Хопкинса и Фостер только четыре совместные сцены, но каждая из них служит мастер-классом по драматургии и режиссуре. Экранное время Ганнибала Лектера составило всего 24 минуты и 52 секунды. Тем не менее этого с лихвой хватило, чтобы киноакадемики запомнили Энтони Хопкинса и удостоили его премии «Оскар» за лучшую мужскую роль.