24 ноября

Смех и слезы за праздничным столом: как отмечают День благодарения в кино

Уже четыре века, с 1620 года, американцы отмечают День благодарения. Благодарят они Бога, свою семью и индейцев, которые помогли прижиться на новой земле. Праздничные клише этого дня известны во всем мире: пятикилограммовая индейка на столе и собравшаяся под одной крышей огромная семья, «черная пятница» — символы изобилия страны, в которую когда-то прибыли пилигримы.

Голливудские режиссеры сняли сотни фильмов в сеттинге¹ Дня благодарения и продолжают это делать, а мы рассказываем о восьми самых примечательных.

¹ Сеттинг — среда, в которой происходит действие, место, время и условия действия фильма, сериала, книги или видеоигры. В данном случае сеттингом всех представленных фильмов является праздничный сезон.

«Самолетом, поездом, машиной» (1987)

«Самолетом, поездом, машиной»
Стив Мартин и Джон Кэнди со всех ног спешат на праздник.

Одна из самых известных комедий Джона Хьюза, «Самолетом, поездом, машиной» повествует о чикагском рекламщике Ниле (Стив Мартин) и продавце колечек для душевых штор Дэле (Джон Кэнди). Накануне Дня благодарения они обнаруживают, что их самолет из Нью-Йорка в Чикаго совершил посадку в другом штате. Им придется самостоятельно выстроить маршрут, чтобы самолетами-поездами-машинами добраться до родного города и отметить праздник дома.

Это классическое дорожное бадди-муви² про двух кардинально непохожих друг на друга героев. Нил эгоистичен и привык решать все вопросы деньгами, Дэл же безумно эмпатичен и хочет помочь новообретенному товарищу. В этом путешествии одному придется научиться сочувствию, а второму — найти подход к недружелюбному попутчику.

² Бадди-муви (англ. buddy movie, приблизительный перевод «фильм про приятелей») — поджанр художественного фильма, в котором два главных героя связаны дружбой. Зачастую в начале фильма герои не являются друзьями и вынуждены сотрудничать ради общей цели, но в процессе находят точки соприкосновения.

На вид обычная комедия 80-х обладает рядом выдающихся качеств. Первым делом это идеальный кастинг. Стив Мартин и Джон Кэнди не просто отлично играют, они словно бы играют самих себя. Мартин собаку съел на ролях забавных самонадеянных гордецов, а юморной Джон Кэнди удачно сыграл комичного Дэла.

Одно из достижений режиссера и сценариста Хьюза — креативный подход к юмору. Он не ограничивается одними шутками, а создает для героев действительно необычные ситуации. Вроде поездки по встречке, которая оборачивается сценой из фильма ужасов, или отчаянных попыток получить номер в мотеле, после того как все документы и деньги сгорели в машине. Благодаря таким ярким моментам смотреть фильм интересно до сих пор.

«Запах женщины» (1992)

«Запах женщины»

Одинокий отставной полковник Слэйд (Аль Пачино) сидит дома и топит себя в бокале виски. Слэйд слеп на оба глаза, и это лишь усугубляет его характер: он сварлив, потерял вкус к жизни и обладает странным чувством юмора. Зато он богат и позволяет себе изливать негодование на окружающих.

Жизнь героя меняется, когда на День благодарения он нанимает молодого няньку. Студент Чарли (Крис О’Доннелл) планировал просто провести праздничные выходные в доме ноющего полковника. Но Слэйд решает тряхнуть стариной и поехать в Нью-Йорк, чтобы отметить праздник и показать юноше, как нужно вести себя с женщинами и отрываться.

Пачино не зря получил «Оскар» за эту роль. Его полковник Слэйд до того невыносим, что на первый взгляд кажется скорее злодеем, а не центральным персонажем, которому следует сочувствовать. Даже несмотря на слепоту. В Голливуде нечасто встретишь персонажа-инвалида, которого бы выставляли в таком негативном ключе.

«Запах женщины» показывает, как важно сохранять человеческие качества и открытость к людям в любой ситуации. В этом смысле он похож на «Самолетом, поездом, машиной», но герои различаются еще сильнее. Они разделены не только характерами, но и материальным положением и разрывом поколений. И когда возникает неминуемый конфликт, пропасть между Слэйдом и Чарли кажется непреодолимой.

«Ценности семейки Аддамс» (1993)

«Ценности семейки Аддамс»

Сиквел черной комедии, которая по стилю и режиссуре повторяет первую картину. По трем сюжетным линиям раскиданы многочисленные гэги³, высмеивающие институт семьи и образы из фильмов ужасов. Но пародия на традиционные американские ценности стала более злой и откровенно высмеивающей все, что дорого американцам.

³ Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость.

По сюжету в дом у кладбища, где проживает жуткая семейка, приходит няня, чтобы следить за новорожденным Аддамсом. Старших же детей родители отправляют в летний лагерь, чтобы те подтянули социальные навыки и просто не путались под ногами. Как раз там им и предстоит провести праздник.

День благодарения не является центральной темой фильма, но служит поводом для самой феерической сцены картины. Попавшая в лагерь анархистка и дочь семейства Уэнсдэй Аддамс (Кристина Риччи) саботирует театральное выступление, посвященное появлению Дня индейки. Вместо того чтобы помогать пилигримам, индейцы во главе с Уэнсдэй нападают на них, снимают с них скальпы и сжигают их поселение.

На вид легкомысленная комедия в этом эпизоде задается серьезным вопросом угнетения индейских народов во время освоения Америки. В остальном это классическая семейная комедия, отлично подходящая для любого праздника, не только Дня благодарения.

«Криша» (2015)

«Криша»

В дебюте Трей Эдвард Шульц, известный по триллеру «Оно приходит ночью», предлагает необычный взгляд на праздник. В центре сюжета немолодая женщина Криша, которая страдает алкоголизмом и практически не общается с родными. В День благодарения, когда все родственники собираются на праздничный ужин, Криша навещает сестру, чтобы наладить отношения с семьей.

Трей Эдвард Шульц нарушает многие законы кино: использует рваный монтаж, авангардный саундтрек с ломаным ритмом и быстро движущуюся по дому камеру. Это создает крайне неуютную атмосферу и ощущение угрозы. Мы ничего не знаем о главной героине и, хотя она постоянно находится в кадре, не доверяем ей, так же как и все собравшиеся гости. Ставки высоки: зависимость от алкоголя превратила Кришу в человека, который портит все, к чему прикасается.

Ее последний шанс доказать, что она не пропащий человек, — этот ужин. Очень скоро напряжение в фильме достигает пика и взрывается несколькими сюжетными поворотами со скандалами и порчей имущества. Появление одного бедного родственника превращает праздник в психологический триллер. Ощущению настоящего семейного конфликта способствует кастинг: почти всех персонажей играют члены семьи режиссера, и эта химия между близкими людьми хорошо чувствуется.

«Ханна и ее сестры» (1986)

«Ханна и ее сестры»

Лучше, чем семейный ужин, могут быть только три семейных ужина. «Ханна и ее сестры» Вуди Аллена разделен на три основные сюжетные линии, каждая из которых посвящена двум годам жизни героев фильма. Родственники живут сами по себе, но встречаются три Дня благодарения подряд у Ханны дома. Во время празднеств их истории тесно переплетаются между собой.

Эта идея была навеяна Аллену фильмом Ингмара Бергмана «Фанни и Александр», где на протяжении всей картины семья из года в год отмечает Рождество. Режиссер также заимствует у Бергмана визуальный стиль с пастельными оттенками и упором на крупные планы, а у «Рокко и его братьев» Лукино Висконти — название и структуру фильма с посвящением глав отдельным героям.

Но в «Ханне и ее сестрах» Вуди Аллен проявляет себя не только как мастер отсылок. Картина вроде бы и не совсем комедийная, но некоторые сцены дадут посмеяться в голос. Фильм не давит трагичными сценами, но пару непростых мыслей о жизни и семье подкинуть способен. За этот дуализм легендарный кинокритик Роджер Эберт даже называл «Ханну» лучшей работой режиссера. И это при наличии в фильмографии Аллена таких признанных шедевров, как «Манхэттен», «Зелиг» и «Энни Холл».

Нестандартные фильмы о Дне благодарения

Предлагаем к просмотру еще несколько картин, события которых происходят на День благодарения.

Действие неонуарного триллера «Пленницы» (2013) Дени Вильнёва начинается в День благодарения, когда у главного героя, сыгранного Хью Джекманом, и его соседа похищают дочерей. Праздничный ужин превращается в поиски маньяка.

«Ресторан Элис» (1969) — уникальная в своем роде киноадаптация песни. Фильм снят по тексту одноименной композиции музыканта Арло Гатри о компании хиппи, устроивших большой ужин Дня благодарения в заброшенной церкви. После праздника герои сбросили мусор в местный овраг, за что были арестованы полицейскими, для которых это стало самым крупным делом за десятилетия. Абсурдная завязка стала началом не менее нелепых приключений, высмеивающих государственные институты.

Трагикомедия с Полом Ньюманом и Брюсом Уиллисом «Дураков нет» (1994). Главный герой — пенсионер, который ведет себя как безответственный ребенок. На День благодарения он видится со своим сыном, и после этой неудачно сложившейся встречи старик решает взяться за ум и наконец повзрослеть. Несмотря на стандартную завязку, картина удивляет сюжетными ходами и хорошим балансом грустных и веселых моментов.

«Дураков нет»
Уже постаревший Пол Ньюман и еще молодой Брюс Уиллис.

Бонус для фанатов «Друзей»: 8-я серия 5-го сезона, где герои рассказывают о самых запоминающихся Днях благодарения. Для съемок этого эпизода создатели сериала очень хотели надеть на голову Кортни Кокс настоящую индейку, но подходящей птицы, в которую бы «влезла» актриса, не нашли — осталось довольствоваться подделкой. 

«Друзья»

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости