6 января

За кадром: как Анджелина Джоли, Том Круз и Харрисон Форд выполняют трюки вместо каскадеров

Кто становится каскадером и сколько за это платят? Что стоит за яркими трюками и почему до сих пор людей не заменили компьютерные спецэффекты? Мы раскроем киношные секреты каскадерских трюков и расскажем, зачем голливудские звезды рискуют собой ради удачного кадра.

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом»

Что умеют каскадеры и сколько они получают

Яркие взрывы, сн��гсшибательные погони, головокружительные прыжки с высоты — за трюками стоят недели подготовки, даже если на экране зрители видят секундные сцены. Несмотря на современные технологии и спецэффекты, по-прежнему зрелищнее выглядят моменты, когда в кадре работают каскадеры.

Формально никакого образования от каскадера не требуют. Многие приходят в профессию из спорта или армии, поэтому физические нагрузки и дисциплина для них — привычная жизнь. Голливудский каскадер Джейд Амантеа, сыгравший в фильмах «Аквамен», «Пираты Карибского моря» и многих других, рассказывает, что, даже если у него нет съемок, он тренируется не менее пяти раз в неделю:

С тех пор как я ушел из гимнастики, я всегда старался поддерживать хороший общий уровень здоровья и физической формы, независимо от роли в каскадерской команде.

Но залом тренировки не ограничиваются. Каждая роль требует от каскадера дополнительных навыков: рукопашного боя, экстремального вождения, прыжков с высоты. Например, для съемок в «Хрониках Нарнии» и «Пиратах Карибского моря» Амантеа понадобилось много тренироваться фехтованию на рапирах и саблях, так как в фильмах были сцены сражения на мечах. Амантеа — каскадер-универсал, он готов учиться и выполнять любые трюки. Однако есть профессионалы, которые специализируются только в одной сфере, например работают с огнем. 

Диплома у каскадера не спросят, но получить работу после специальной каскадерской школы будет проще. Как правило, в ней дают уроки фехтования, рукопашного боя, прыжков с высоты, верховой езды, вождения мотоцикла и других нужных на съемочной площадке навыков.

«Форсаж 6»

Чтобы подать заявку на работу каскадером в США, нужно обязательно быть членом профсоюза Гильдии киноактеров или Американской федерации артистов телевидения и радио. Именно они подбирают каскадеров под требования киностудий. В России существуют похожие организации: Ассоциация каскадеров, Гильдия каскадеров и несколько профессиональных агентств. 

В среднем на съемки фильма в России уходит около 60 съемочных дней. Съемки трюков могут занять 10–20 дней, а вот подготовка к ним иногда занимает месяцы. Смена профессионального каскадера стоит около 10 тысяч рублей, но одно дело давать пощечину и падать от удара, другое — выполнять трюк на мотоцикле или лошади. Поэтому за сложность доплачивают от 20 до 50 тысяч рублей за трюк. В США профессиональный каскадер получает в среднем около 70 тысяч долларов в год, а начинающий — 5 тысяч долларов.

Самые дорогие трюки в истории кино 

Трюк — не только работа каскадера, это еще и постановщик, аренда помещения для тренировок, специальные материалы и техника. Поэтому в итоге блокбастеры обходятся недешево.

Самый дорогой кинотрюк выполнили в фильме «Бен-Гур» 1959 года. Бюджет фильма тогда составил 16 млн долларов, четверть из них ушла на подготовку и съемку эпизода погони на колесницах. При пересчете валюты на сегодняшний день это около 35 млн долларов.

«Бен-Гур»

В строительстве специальной площадки задействовали около тысячи человек, в съемках сцены участвовали сотни статистов и каскадеров. Из Югославии в Рим завезли 82 лошади. В течение нескольких месяцев известный каскадер, единственный представитель этой профессии, получивший премию «Оскар» за вклад в кинематограф, Якима Канутт тренировал команду во главе с ведущим актером Чарлтоном Хестоном. 

Из более современного кино можно выделить фильм «Железный человек 3». Самым дорогим трюком стала сцена, в которой супергерой Роберта Дауни — младшего спасает пассажиров Air Force One, выброшенных из самолета после взрыва, часть сцены снимали в режиме свободного падения. Для трюка наняли первоклассных парашютистов Red Bull и каскадеров, которые, тренируясь, прыгали несколько раз в день в течение недели. Оператор прыгать отказался, поэтому его обязанности выполнял один из парашютистов, на шлеме которого была закреплена камера. Сцена обошлась производителям в несколько миллионов долларов.

«Железный человек 3»

Секреты известных кинотрюков

Трюки с огнем признают в кино одними из самых сложных. Даже при тщательной подготовке и всех мерах защиты это большой риск для каскадера, поэтому и один из самых высокооплачиваемых для профессионала. Несмотря на мастерство дублеров, при работе с огнем на площадке всегда присутствуют бригады пожарных и скорой помощи.

Для постановки такого трюка требуется защитное оборудование: дублера покрывают специальным гидрогелем, который задерживает передачу тепла телу. Каскадер одет в огнестойкую одежду, а на его голове — защитный шлем. Современные шлемы стали изготавливать в виде маски лица актера, которого он дублирует, что в дальнейшем облегчает работу при постпродакшене.

«Игра престолов»

При съемках трюков очень часто на площадке используют батут. С его помощью снимают не только прыжки с высоты или отскоки после взрывов. Чтобы показать силу удара, часто используют тросы. Например, при съемках фильмов «Обитель зла», к спинам каскадеров привязывали крепления, за которые резко дергали назад, чтобы показать мощь выстрела из дробовика.

А вот создатели «Звездных войн», снимая сцену драки Оби-Ван Кеноби с Дартом Молом, посчитали, что отскока от батута будет недостаточно, поэтому использовали гидравлическую катапульту.

«Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»

В кинотрюках с участием автомобиля его всячески совершенствуют. Например, если обычная машина перевернется и упадет в реальной жизни, то стойки крыши сломаются, и водитель внутри, скорее всего, будет раздавлен. Поэтому для исполнения такого трюка в автомобиль устанавливают подпорки, чтобы каскадер не только выжил, но и с легкостью вылез из машины.

«Человек с золотым пистолетом»

Когда автомобиль падает со скалы, в реальности он летит не очень зрелищно. Поэтому в машине заранее подкручивают детали так, чтобы в полете от удара отлетело колесо или дверь. В отличие от огненных или боевых трюков, автомобильные сцены часто снимают без участия каскадеров, а если от машины ничего не отвалилось и механика заела, нужный эффект всегда можно дорисовать с помощью компьютера.

Актеры, которые исполняют трюки сами

Даже самые современные технологии не заменят присутствия живого человека в кадре. И хотя каскадеров стараются подбирать максимально похожими на актеров (тип фигуры, рост, цвет волос), для съемок трюков все равно приходится использовать дальний план, ведь на любом крупном плане зрителю станет очевидно, что перед ним обман. Ради достоверности некоторые режиссеры позволяют исполнять трюки актерам, что приводит к конфликтам с каскадерами.

На съемках знаменитой трилогии «Индиана Джонс» дублеру Вику Армстронгу пришлось просить Харрисона Форда остановиться, иначе каскадеру просто не заплатят за съемки. Актер всегда славился тем, что предпочитал играть во всех сценах сам:

Тогда я был в отличной форме и много тренировался, чтобы быть уверенным, что ничего не произойдет. Мне нравилось выполнять трюки и то, что можно делать их самому.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»

Чтобы сыграть в фильме «Идентификация Борна», актер Мэтт Дэймон прошел трехмесячную подготовку по рукопашному бою, владению оружием и боксу. Он сам выполнял трюки за рулем и под водой. Позже актер поделился:

«Когда мы начали снимать первый фильм о Борне, режиссер Даг Лайман сказал

нам убедить зрителей, что Борн — машина для убийства, человек с невероятной реакцией. Единственная возможность заставить их поверить — самому участвовать во всех мыслимых трюках (в немыслимых меня все-таки заменяли каскадеры). Мы решили, что Даг будет следовать за мной с камерой, ведь однозначно покажет в момент прыжка, падения или гонки на машине: это действительно я прыгаю и падаю, это не смонтированный каскадерский трюк, и следом мой крупный план. Таким образом, зрители стали верить, что и с моей внешностью можно быть крутым».

«Идентификация Борна»

Сама выполняет 99% трюков в фильмах и Анджелина Джоли. При подготовке к картине «Солт» Джоли пришлось учиться драться. Три-четыре раза в неделю она проводила по два часа в зале на тренировках тайского бокса и рукопашного боя крав-мага́, дополнительно ей пришлось освоить хождение по узкому выступу на высоте. Все трюки она выполняла и на съемках диснеевского фильма «Малефисента».

Том Круз также старается редко прибегать к услугам каскадеров. На съемках первой части «Миссия невыполнима» рядом с ним действительно взорвался огромный аквариум, а в третьей части актера поднимали на тросе и он врезался в автомобиль. Кстати, на съемках сцены, где его герой перепрыгивает с одного здания на другое, Том Круз сломал лодыжку и выпал на несколько месяцев из рабочего процесса.

«Миссия невыполнима: Последствия»

Однако голливудским звездам никто не доверит выполнять самые сложные трюки. Как бы особо смелые актеры ни уговаривали режиссера, рисковать будут каскадеры. «Профессионалы и сами понимают, насколько опасны могут быть съемки, но продолжают заниматься любимым делом», — рассказывает Люси Ромберг, каскадер-дублер Дрю Бэрримор, Джейн Леви и Мелиссы Маккарти.

Когда я иду на работу, я прохожу через огонь, прыгаю сквозь стеклянные окна, свешиваюсь с вертолетов и попадаю под обстрелы в машине. Мой лучший день на работе — когда я возвращаюсь домой целой и невредимой.

Любой трюк требует долгой подготовки: даже на банальную драку тратят три-четыре дня. Постановщики тщательно продумывают каждое движение, рассчитывают технику, рассматривают варианты защиты. На площадке всегда присутствуют люди, готовые мгновенно прийти на помощь, если что-то пойдет не так. Но главной задачей кинематографа по-прежнему остается вписать трюк в сценарий, чтобы он выглядел не инородным элементом, а увлекательной и яркой частью сюжета.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели

Новости