26 мая

Драма о наркозависимости, болливудское кино и ромком про «Битлз»: как Дэнни Бойлу удаются такие разные фильмы

Дэнни Бойл вошел в историю кино как автор самого правдоподобного фильма про наркотики, но свой единственный «Оскар» за режиссуру он получил за болливудскую драму «Миллионер из трущоб». Рассказываем, как режиссеру удается сочетать несочетаемое и делать это мастерски.   

Danny Boyle

Из-под крыла Дэнни Бойла вышло множество звезд. В «Неглубокой могиле» и «На игле» Юэн Макгрегор раскрылся как драматический актер, а зомби-хоррор «28 дней спустя» запустил карьеру Киллиана Мёрфи. В 2000 году режиссер экранизировал книгу «Пляж», прославив ее автора Алекса Гарленда, — он напишет для Бойла несколько сценариев, а позже поставит собственные фильмы: «Из машины» и «Аннигиляцию».

Криминал, ужасы, научно-фантастические триллеры, ромкомы и байопики — режиссер экспериментирует с жанрами, оставаясь верным своему стилю. В 2011-м Бойл попробовал себя в театре, поставив спектакль «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербэтчем, а годом позже срежиссировал церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне. Последняя чуть было не принесла ему рыцарский титул, но принять награду помешала скромность.

«На игле», 1996

«На игле», 1996

Экранизация романа «На игле» принесла режиссеру оглушительный успех. Если книга Ирвина Уэлша была для англичан «новой Библией» (тиражи почти сравнялись), фильм Бойла начал трансформацию британского кинематографа. В ряды костюмированных драм и ромкомов вклинилась новаторская картина о маргиналах и героиновых наркоманах. 

Здесь Бойл сформировал свой визуальный стиль и его главные составляющие — крупные планы и рваный клиповый монтаж. Режиссер оживляет этими приемами даже экспозицию: вместо статичных кадров с представлением героев мы видим нарезку их досуга под бодрый рок.

«На игле» до сих пор остается фильмом, который наиболее откровенно показывает грязь и депрессивность жизни наркоманов. Для одних наркотик является препятствием на пути к свершениям, для других — полной заменой друзей и семьи. Когда кайф от употребления проходит, каждый герой по-своему справляется с разочарованием от мира.

«Пекло», 2007

«Пекло», 2007

Пожалуй, из всех фильмов Дэнни Бойла этот — самый яркий. И не столько из-за крупных планов Солнца, сколько из-за «звездного» актерского состава. В ленте появились Киллиан Мёрфи («Острые козырьки»), Марк Стронг («Kingsman: Секретная служба»), Роуз Бирн («Схватка») и Крис Эванс («Первый мститель»). 

По сюжету, Солнце начинает гаснуть, и космический корабль движется прямиком к звезде для ее реактивации. Но миссия грозит обернуться провалом, когда экипаж обнаруживает корабль предыдущей экспедиции.

В «Пекле» Бойл собрал элементы классических космических триллеров, вроде «Чужого», «Аполлона-13» и «Космической одиссеи», но не изменил своему визуальному стилю. Он поработал над цветовой палитрой, чтобы декорации, объекты и даже актеры выглядели тускло на фоне оранжевого Солнца. 

«Миллионер из трущоб», 2008

«Миллионер из трущоб», 2008

Болливудская драма кажется предельно далекой от предыдущих работ Бойла, но именно она создала некогда нишевому режиссеру репутацию мастера, способного справиться с любой задачей. Лента получила восемь «Оскаров» и четыре «Золотых глобуса», а в прокате собрала 380 миллионов долларов, что превысило бюджет в 25 раз.

В ленте сложно узнать почерк автора «На игле» — всё потому, что он задумал снять настоящее индийское кино. За вдохновением Бойл обратился к классике Болливуда, драме «Мир Апу» о бедной бенгальской семье и мюзиклам с Митхуном Чакраборти. Так, в центре сюжета «Миллионера» оказался необразованный парнишка Джамал (Дев Патель), пробившийся на популярную телевикторину, чтобы его смогла найти любимая девушка. Не думаем, что это будет спойлером, — в конце все танцуют.

«127 часов», 2010

«127 часов», 2010

После эпичного болливудского «Миллионера из трущоб» Бойл принялся за камерную драму о жажде жизни и саморефлексии. Ее героем стал альпинист Арон Ралстон, который на 127 часов застрял в горах: его рука оказалась зажата между стеной и многотонным булыжником. История основана на реальных событиях, а главную роль исполнил Джеймс Франко. Актера номинировали на «Оскар» и «Золотой глобус», оценив нетипичный для него драматический образ.

Говорить, что это фильм одного актера, будет несправедливо: в кадре появляются Кейт Мара («Карточный домик»), Клеманс Поэзи («Залечь на дно в Брюгге») и другие, но в основном в виде галлюцинаций или воспоминаний главного героя. Эти сцены выполнены в привычной манере Бойла, с психоделическим быстрым монтажом, смазывающим ощущение времени и реальности. 

Yesterday, 2019

Yesterday, 2019

Последнюю на данный момент работу Дэнни Бойл снял совместно с другим британцем, сценаристом и продюсером Ричардом Кёртисом. Режиссера «На игле» и автора «Реальной любви» и «Мистера Бина» объединила любовь к творчеству The Beatles.

По сюжету музыкант-неудачник Джек попадает в искаженную версию нашего мира: там никогда не существовало The Beatles и их хитов. К счастью, Джек помнит тексты песен наизусть и не прочь стать Ленноном, Маккартни и Ринго в одном лице.

Критики ругали фильм за слащавую концовку и сомнительную привязку всей мировой музыки к одной группе 50-х. Но фанатам The Beatles картина придется по душе: авторы не паразитируют, а скорее заново открывают музыку ливерпульской четверки. Особенно интересно посмотреть, как музыкант Эд Ширан справляется с первой крупной ролью в кино. 

На этом эксперименты Бойла не заканчиваются. Постановщик работает над тремя проектами: мини-сериалом о панк-рок-группе Sex Pistols, библейском эпике «Мафусаил» с Майклом Б. Джорданом и третьим фильмом хоррор-серии «28 дней спустя». Посмотрим, какие еще жанры добавятся в его режиссерскую коллекцию.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости