30 апреля

Как сериалы о подростках изменили индустрию кино: разбираем на примере 10 культовых проектов

В начале 1990-х сериалы про подростков были немного наивны, рассказывали в основном о любви и интересовали только самих тинейджеров. Но со временем создатели сериалов начали высказываться на более откровенные темы, и это изменило жанр. Вот 10 сериалов, по которым можно проследить, как эволюционировали съемка и герои, а главное, темы, которые волнуют зрителей.

«Беверли-Хиллз, 90210», 1990–2000

Первый сериал о подростках, взорвавший рейтинги

«Беверли-Хиллз, 90210»

За проблемами золотой молодежи Беверли Хиллз наблюдали более 13 млн человек — по зрительской популярности сериал можно сравнить с «Друзьями». Но спустя 30 лет он уже не кажется актуальным: виной тому «мыльные» сюжетные линии, растянутый хронометраж и частая смена актеров. Ощущению неправдоподобности способствует и каст: здесь 16-летних школьников играют молодые люди под 30.

Хотя сериал «Беверли-Хиллз, 90210» и затрагивал важные темы (булимия, наркозависимость, домашнее насилие), создатели не всегда делали это ради подростков. Например, после эпизода с первым интимным опытом главной героини на телеканал начали звонить разгневанные родители: им показалось возмутительным, что девушка не раскаивалась из-за секса до совершеннолетия. Сценаристам пришлось показать страх героини из-за возможной беременности, чтобы «наказать» ее за поспешное решение. 

«Вероника Марс», 2004–2007

Подростковый нуар, полюбившийся Стивену Кингу

«Вероника Марс»

После закрытия «Баффи — истребительницы вампиров» рейтинги канала UPN упали, и нужен был новый популярный проект. На замену пришел детективный сериал о Веронике Марс (Кристен Белл), в котором школьница расследует убийство лучшей подруги (Аманда Сайфред, «Время») и пытается найти своего насильника. Изначально сценарист телешоу писал главную роль для парня, но в процессе изменил решение:

Я думаю, что произведение в стиле нуар, рассказанное с женской точки зрения, более интересно и уникально». Так появилась нетипичная для подростковых сериалов главная героиня — не самая популярная девушка в школе, а аутсайдер с реальными проблемами.

В 2008-м сервис AOL TV поставил сериал на 10-е место среди «Лучших сериалов про школу всех времен». Критик журнала Time отмечал, что авторы «используют криминальный стиль шоу для преувеличения драматического эффекта в пересказе классических подростковых драм: взросление — это попытка выяснить, кто ты на самом деле такой». Даже Стивен Кинг признался, что не смог оторваться от сериала.

«Молокососы» (Skins), 2007–2013

Сериал, созданный подростками для подростков

«Молокососы» (Skins)

В отличие от мыльных опер 90-х, в актерский состав «Молокососов» специально отбирали настоящих тинейджеров. Создатели постоянно меняли каст, чтобы актерам было не больше 18 лет — повзрослев, старые герои просто уходили на второй план и незаметно исчезали. Даже сама съемочная группа недавно проходила подростковый период: на момент работы над сериалом сценаристам было около 20 лет, а идейный вдохновитель Джейми Бриттейн придумал концепцию сериала еще в 15

Это был 2006 год, я пытался придумать идеи для шоу. Мой сын Джейми прочитал их и сказал, что все они скучные, ерунда для престарелых. «Если ты такой умный, что мне делать?» — спросил его я. Джейми сказал: «Напиши шоу о подростках, но чтобы оно реально что-то значило». Я не совсем понимал, что это может быть, поэтому ответил: «Рассказывай». Мы сели за кухонный стол и примерно через полчаса пришли к «Молокососам». 
Сценарист и продюсер Брайан Элсли, из интервью The Guardian

В сериале есть несколько общих сюжетных линий, но каждый эпизод рассказывает о конкретной проблеме, с которой сталкивается один из героев, например о психических расстройствах или сексуальной идентификации. Почти в каждой серии герои устраивают тусовки, употребляют алкоголь и наркотики и занимаются сексом. Но даже в сериале «от подростков» веселье оборачивается страданиями: если в «Беверли-Хиллз, 90210» героиня переживала из-за возможной беременности, в «Молокососах» дело доходит до аборта и попыток суицида.

«Сплетница», 2007–2012

Гламурная история о том, как изменились подростки с появлением интернета

«Сплетница»

Параллельно с «Молокососами» развивался мир «Сплетницы», в котором школьников разделили на жителей Манхэттена и простых смертных. Золотая молодежь вызывала зависть и желание подражать как у небогатых героев сериала, так и у зрителей по всему миру. Глянцевые журналы разбирали реплики персонажей и детали нарядов, а New York Magazine даже назвал «Сплетницу» величайшей подростковой драмой всех времен. 

В гардеробах главных героинь Блэр Уолдорф (Лейтон Мистер) и Серены ван дер Вудсен (Блейк Лайвли) мелькают Chanel, Oscar de la Renta, Celine, Christian Louboutin, Dior и Prada. Но брендовые вещи не спасают от типичных подростковых проблем: несчастной любви, сложных отношений с родителями, булимии, предательства друзей и травли в школе. Всё это происходит под контролем той самой Сплетницы — анонима, который рассылает всем ученикам компрометирующие сообщения и фото. Так уже в 2007 году сериал поднял еще одну важную проблему: помешательство подростков на смартфонах может обернуться против них самих. 

«Хор» (Glee), 2009–2015

Сериал про бывших аутсайдеров

«Хор»

Сценарист и режиссер Иэн Бреннан пел в школьном хоре, а когда вырос, решил снять об этом фильм. Заготовка попала к сценаристу «Американской истории ужасов» Брэду Фалчуку и превратилась в шестисезонный сериал о подростках-изгоях. Хор под руководством учителя испанского (Мэттью Моррисон) изначально служит им убежищем, а позже ломает стереотипную школьную систему. Хористы больше не относятся к «популярным» или к «неудачникам», а образуют отдельную касту. Но так же, как другие ученики, переживают сложности взросления: от конкуренции в коллективе до сексуального самоопределения.

Важное место в сериале занимают музыкальные номера. Представляя концепцию «Хора», режиссер Райан Мёрфи сравнил его с проектом «Американский идол». В итоге в сериале прозвучало более 300 каверов на популярные песни, а по версии Billboard Hot 100, в 2009 и 2011 году «Хор» побил рекорды «Битлз» и Элвиса Пресли.

Я представил «Хор» как «Американского идола» со сценарием. Это та же энергия: ты талантлив, но в тебя никто не верит. Мы собираемся поднять тебя и показать миру. 
Райан Мёрфи, из интервью Vogue

«Стыд» (Skam), 2015–2017

Сериал по заявкам норвежских подростков

«Стыд» (Skam)

Перед началом работы над сценарием Жюли Андем лично узнала у 16-летних норвежских девочек, в какой среде они растут и что им будет интересно увидеть на экране. Так главной идеей «Стыда» стало стремление подростков сравнивать себя с другими и соответствовать навязанным идеалам: сохранять токсичные отношения любой ценой, доводить себя до расстройств пищевого поведения в попытках похудеть и агрессивно защищать свои религиозные убеждения.

Давление на подростков очень велико. Они сравнивают себя с другими, а не с самими собой. И тогда возникла мысль: избавить их от давления через сериал, подобный «Стыду».
Жюли Андем, из интервью Rushprint

Сериал получился непривычно близким к народу. Отрывки из будущих серий появлялись на сайте в режиме реального времени, зрители оставляли комментарии, а создатели учитывали их при дальнейшем написании сценария. У героев сериала были аккаунты в Инстаграме, которые актеры вели от лица своих персонажей, — а в перерывах между сериями на сайте публиковали «секретные» переписки.

«Очень странные дела», 2016 — настоящее время

Фантастический сериал про детей 80-х

«Очень странные дела»

Шоураннеры братья Дафферы мечтали о ремейке фильма «Оно», но в итоге создали сериал о приключениях детей 10-12 лет. Они еще не доросли до вечеринок и только вступают в мир взрослых переживаний: выручают друг друга, укрывают девочку со сверхъестественными способностями, борются со злом и впервые влюбляются.

Это удовольствие почти для всей семьи (в зависимости от реакции на эпизодические кровавые сцены). События развиваются достаточно быстро, чтобы не потерять внимание молодых зрителей, в то же время атмосфера 80-х привлекает более взрослую, ностальгирующую аудиторию. Здесь есть все необходимые ингредиенты: жуткий лес, рации как новейшие технологии той эпохи, потерянные души, которые общаются через электрические сети, — и верные друзья, обреченные на испытания.
Мэттью Модайн, из обзора The Guardian

«Очень странные дела» — это дань уважения поп-культуре 1980-х годов, поэтому он привлек внимание многих выдающихся деятелей той эпохи. Режиссер Гильермо дель Торо поблагодарил за отсылку к его работам, но уточнил: «Самое главное, что это хороший сериал». А Стивена Кинга особенно впечатлила Вайнона Райдер в роли матери одного из подростков.

«13 причин почему», 2017–2020

Сериал как скорая психологическая помощь

«13 причин почему», 2017–2020

Сериал сняли по одноименной книге Джея Эшера, название которой могло бы звучать как «13 причин, почему я покончила жизнь самоубийством». Именно столько проблем скрывала от окружающих школьница Ханна Бейкер (Кэтрин Лэнгфорд, «Достать ножи»), а рассказать о них решилась только в аудиозаписях. Уже после смерти подруги в них погружается Клей Дженсен (Дилан Миннетт, «Дом на продажу») и понимает, как она страдала от школьной травли, сексуального насилия и неразделенной любви.

Роль Ханны должна была сыграть Селена Гомес, но в итоге актриса стала исполнительным продюсером сериала. Она сама страдала от суицидальных мыслей, поэтому хотела, чтобы история о Ханне помогла подросткам. Впервые призыв к открытому разговору о депрессии вышел за пределы сериала: с платформы Netflix зрители могли перейти на сайт психологической помощи и поговорить со специалистом.

«Сексуальное просвещение», 2019 — настоящее время

Сериал, заменяющий уроки полового воспитания

«Сексуальное просвещение», 2019 — настоящее время

Секс и раньше был важной частью подростковых сериалов, но в «Сексуальном просвещении» он стал не только запретным плодом и причиной проблем. Теперь школьники вникают в тонкости сексологии и психологии, а их «учителем» становится застенчивый Отис Милбёрн (Эйса Баттерфилд, «Мальчик в полосатой пижаме», «Космос между нами») в тандеме с бунтаркой Мэйв (Эмма Макки). Отис перенимает опыт у матери-сексолога, которуют играет Джиллиан Андерсон (агент Скалли из «Секретных материалов»).

Сериал не ограничивается темами воздержания, мастурбации и сексуальной идентичности. Подростки по-прежнему выясняют отношения с родителями, проявляют агрессию в школе, поддаются вредным привычкам и страдают от комплексов — но общая картина от этого не становится депрессивной.

Сериал распространяет позитивный настрой и поднимает важные темы о сексуальности, телесности и психическом здоровье. Родителям и детям всегда сложно говорить на эти темы. А наше шоу рассматривает их искренне, беззаботно и без осуждения. Это убеждает людей в том, что они не странные и не одинокие. У всех бывают причуды и заминки.
Эйса Баттерфилд, из интервью The Guardian

«Эйфория», 2019 — настоящее время

Самый откровенный сериал о проблемах подростков

«Эйфория»

«Эйфория» стала адаптацией одноименного израильского телесериала 2012 года, но сценарист Сэм Левинсон признался, что разрабатывал историю на основе своих подростковых проблем с наркотиками. 

Будучи человеком, который страдал от наркозависимости и который очень любит кино, я чувствую, что несу большую ответственность за то, что мы покажем на экране. Я не хочу вдохновить кого-то на использование запрещенных препаратов, но считаю, что очень важно говорить о них честно. 
Сэм Левинсон, из интервью HBO

С наркозависимостью пытается бороться главная героиня Ру (Зендая, «Человек-паук», «Величайший шоумен») при поддержке подруги детства Лекси (Мод Апатоу, «Немножко беременна») и новой одноклассницы Джулс (трансгендерная модель Хантер Шафер). Также сериал поднимает вопросы однополой любви, бодипозитива, отношений отцов и детей, влияния соцсетей на реальную жизнь и многие другие — некоторые зрители даже обвиняют создателей в попытке объять необъятное. А вот The Guardian считает, что «Эйфория» смогла идеально понять ужасно жестокую и одновременно сладко-наивную юность.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости