В начале 1990-х сериалы про подростков были немного наивны, рассказывали в основном о любви и интересовали только самих тинейджеров. Но со временем создатели сериалов начали высказываться на более откровенные темы, и это изменило жанр. Вот 10 сериалов, по которым можно проследить, как эволюционировали съемка и герои, а главное, темы, которые волнуют зрителей.
«Беверли-Хиллз, 90210», 1990–2000
Первый сериал о подростках, взорвавший рейтинги
За проблемами золотой молодежи Беверли Хиллз наблюдали более 13 млн человек — по зрительской популярности сериал можно сравнить с «Друзьями». Но спустя 30 лет он уже не кажется актуальным: виной тому «мыльные» сюжетные линии, растянутый хронометраж и частая смена актеров. Ощущению неправдоподобности способствует и каст: здесь 16-летних школьников играют молодые люди под 30.
Хотя сериал «Беверли-Хиллз, 90210» и затрагивал важные темы (булимия, наркозависимость, домашнее насилие), создатели не всегда делали это ради подростков. Например, после эпизода с первым интимным опытом главной героини на телеканал начали звонить разгневанные родители: им показалось возмутительным, что девушка не раскаивалась из-за секса до совершеннолетия. Сценаристам пришлось показать страх героини из-за возможной беременности, чтобы «наказать» ее за поспешное решение.
«Вероника Марс», 2004–2007
Подростковый нуар, полюбившийся Стивену Кингу
После закрытия «Баффи — истребительницы вампиров» рейтинги канала UPN упали, и нужен был новый популярный проект. На замену пришел детективный сериал о Веронике Марс (Кристен Белл), в котором школьница расследует убийство лучшей подруги (Аманда Сайфред, «Время») и пытается найти своего насильника. Изначально сценарист телешоу писал главную роль для парня, но в процессе изменил решение:
Я думаю, что произведение в стиле нуар, рассказанное с женской точки зрения, более интересно и уникально». Так появилась нетипичная для подростковых сериалов главная героиня — не самая популярная девушка в школе, а аутсайдер с реальными проблемами.
В 2008-м сервис AOL TV поставил сериал на 10-е место среди «Лучших сериалов про школу всех времен». Критик журнала Time отмечал, что авторы «используют криминальный стиль шоу для преувеличения драматического эффекта в пересказе классических подростковых драм: взросление — это попытка выяснить, кто ты на самом деле такой». Даже Стивен Кинг признался, что не смог оторваться от сериала.
«Молокососы» (Skins), 2007–2013
Сериал, созданный подростками для подростков
В отличие от мыльных опер 90-х, в актерский состав «Молокососов» специально отбирали настоящих тинейджеров. Создатели постоянно меняли каст, чтобы актерам было не больше 18 лет — повзрослев, старые герои просто уходили на второй план и незаметно исчезали. Даже сама съемочная группа недавно проходила подростковый период: на момент работы над сериалом сценаристам было около 20 лет, а идейный вдохновитель Джейми Бриттейн придумал концепцию сериала еще в 15.
Это был 2006 год, я пытался придумать идеи для шоу. Мой сын Джейми прочитал их и сказал, что все они скучные, ерунда для престарелых. «Если ты такой умный, что мне делать?» — спросил его я. Джейми сказал: «Напиши шоу о подростках, но чтобы оно реально что-то значило». Я не совсем понимал, что это может быть, поэтому ответил: «Рассказывай». Мы сели за кухонный стол и примерно через полчаса пришли к «Молокососам».Сценарист и продюсер Брайан Элсли, из интервью The Guardian
В сериале есть несколько общих сюжетных линий, но каждый эпизод рассказывает о конкретной проблеме, с которой сталкивается один из героев, например о психических расстройствах или сексуальной идентификации. Почти в каждой серии герои устраивают тусовки, употребляют алкоголь и наркотики и занимаются сексом. Но даже в сериале «от подростков» веселье оборачивается страданиями: если в «Беверли-Хиллз, 90210» героиня переживала из-за возможной беременности, в «Молокососах» дело доходит до аборта и попыток суицида.
«Сплетница», 2007–2012
Гламурная история о том, как изменились подростки с появлением интернета
Параллельно с «Молокососами» развивался мир «Сплетницы», в котором школьников разделили на жителей Манхэттена и простых смертных. Золотая молодежь вызывала зависть и желание подражать как у небогатых героев сериала, так и у зрителей по всему миру. Глянцевые журналы разбирали реплики персонажей и детали нарядов, а New York Magazine даже назвал «Сплетницу» величайшей подростковой драмой всех времен.
В гардеробах главных героинь Блэр Уолдорф (Лейтон Мистер) и Серены ван дер Вудсен (Блейк Лайвли) мелькают Chanel, Oscar de la Renta, Celine, Christian Louboutin, Dior и Prada. Но брендовые вещи не спасают от типичных подростковых проблем: несчастной любви, сложных отношений с родителями, булимии, предательства друзей и травли в школе. Всё это происходит под контролем той самой Сплетницы — анонима, который рассылает всем ученикам компрометирующие сообщения и фото. Так уже в 2007 году сериал поднял еще одну важную проблему: помешательство подростков на смартфонах может обернуться против них самих.
«Хор» (Glee), 2009–2015
Сериал про бывших аутсайдеров
Сценарист и режиссер Иэн Бреннан пел в школьном хоре, а когда вырос, решил снять об этом фильм. Заготовка попала к сценаристу «Американской истории ужасов» Брэду Фалчуку и превратилась в шестисезонный сериал о подростках-изгоях. Хор под руководством учителя испанского (Мэттью Моррисон) изначально служит им убежищем, а позже ломает стереотипную школьную систему. Хористы больше не относятся к «популярным» или к «неудачникам», а образуют отдельную касту. Но так же, как другие ученики, переживают сложности взросления: от конкуренции в коллективе до сексуального самоопределения.
Важное место в сериале занимают музыкальные номера. Представляя концепцию «Хора», режиссер Райан Мёрфи сравнил его с проектом «Американский идол». В итоге в сериале прозвучало более 300 каверов на популярные песни, а по версии Billboard Hot 100, в 2009 и 2011 году «Хор» побил рекорды «Битлз» и Элвиса Пресли.
Я представил «Хор» как «Американского идола» со сценарием. Это та же энергия: ты талантлив, но в тебя никто не верит. Мы собираемся поднять тебя и показать миру.Райан Мёрфи, из интервью Vogue
«Стыд» (Skam), 2015–2017
Сериал по заявкам норвежских подростков
Перед началом работы над сценарием Жюли Андем лично узнала у 16-летних норвежских девочек, в какой среде они растут и что им будет интересно увидеть на экране. Так главной идеей «Стыда» стало стремление подростков сравнивать себя с другими и соответствовать навязанным идеалам: сохранять токсичные отношения любой ценой, доводить себя до расстройств пищевого поведения в попытках похудеть и агрессивно защищать свои религиозные убеждения.
Давление на подростков очень велико. Они сравнивают себя с другими, а не с самими собой. И тогда возникла мысль: избавить их от давления через сериал, подобный «Стыду».Жюли Андем, из интервью Rushprint
Сериал получился непривычно близким к народу. Отрывки из будущих серий появлялись на сайте в режиме реального времени, зрители оставляли комментарии, а создатели учитывали их при дальнейшем написании сценария. У героев сериала были аккаунты в Инстаграме, которые актеры вели от лица своих персонажей, — а в перерывах между сериями на сайте публиковали «секретные» переписки.
«Очень странные дела», 2016 — настоящее время
Фантастический сериал про детей 80-х
Шоураннеры братья Дафферы мечтали о ремейке фильма «Оно», но в итоге создали сериал о приключениях детей 10-12 лет. Они еще не доросли до вечеринок и только вступают в мир взрослых переживаний: выручают друг друга, укрывают девочку со сверхъестественными способностями, борются со злом и впервые влюбляются.
Это удовольствие почти для всей семьи (в зависимости от реакции на эпизодические кровавые сцены). События развиваются достаточно быстро, чтобы не потерять внимание молодых зрителей, в то же время атмосфера 80-х привлекает более взрослую, ностальгирующую аудиторию. Здесь есть все необходимые ингредиенты: жуткий лес, рации как новейшие технологии той эпохи, потерянные души, которые общаются через электрические сети, — и верные друзья, обреченные на испытания.Мэттью Модайн, из обзора The Guardian
«Очень странные дела» — это дань уважения поп-культуре 1980-х годов, поэтому он привлек внимание многих выдающихся деятелей той эпохи. Режиссер Гильермо дель Торо поблагодарил за отсылку к его работам, но уточнил: «Самое главное, что это хороший сериал». А Стивена Кинга особенно впечатлила Вайнона Райдер в роли матери одного из подростков.
«13 причин почему», 2017–2020
Сериал как скорая психологическая помощь
Сериал сняли по одноименной книге Джея Эшера, название которой могло бы звучать как «13 причин, почему я покончила жизнь самоубийством». Именно столько проблем скрывала от окружающих школьница Ханна Бейкер (Кэтрин Лэнгфорд, «Достать ножи»), а рассказать о них решилась только в аудиозаписях. Уже после смерти подруги в них погружается Клей Дженсен (Дилан Миннетт, «Дом на продажу») и понимает, как она страдала от школьной травли, сексуального насилия и неразделенной любви.
Роль Ханны должна была сыграть Селена Гомес, но в итоге актриса стала исполнительным продюсером сериала. Она сама страдала от суицидальных мыслей, поэтому хотела, чтобы история о Ханне помогла подросткам. Впервые призыв к открытому разговору о депрессии вышел за пределы сериала: с платформы Netflix зрители могли перейти на сайт психологической помощи и поговорить со специалистом.
«Сексуальное просвещение», 2019 — настоящее время
Сериал, заменяющий уроки полового воспитания
Секс и раньше был важной частью подростковых сериалов, но в «Сексуальном просвещении» он стал не только запретным плодом и причиной проблем. Теперь школьники вникают в тонкости сексологии и психологии, а их «учителем» становится застенчивый Отис Милбёрн (Эйса Баттерфилд, «Мальчик в полосатой пижаме», «Космос между нами») в тандеме с бунтаркой Мэйв (Эмма Макки). Отис перенимает опыт у матери-сексолога, которуют играет Джиллиан Андерсон (агент Скалли из «Секретных материалов»).
Сериал не ограничивается темами воздержания, мастурбации и сексуальной идентичности. Подростки по-прежнему выясняют отношения с родителями, проявляют агрессию в школе, поддаются вредным привычкам и страдают от комплексов — но общая картина от этого не становится депрессивной.
Сериал распространяет позитивный настрой и поднимает важные темы о сексуальности, телесности и психическом здоровье. Родителям и детям всегда сложно говорить на эти темы. А наше шоу рассматривает их искренне, беззаботно и без осуждения. Это убеждает людей в том, что они не странные и не одинокие. У всех бывают причуды и заминки.Эйса Баттерфилд, из интервью The Guardian
«Эйфория», 2019 — настоящее время
Самый откровенный сериал о проблемах подростков
«Эйфория» стала адаптацией одноименного израильского телесериала 2012 года, но сценарист Сэм Левинсон признался, что разрабатывал историю на основе своих подростковых проблем с наркотиками.
Будучи человеком, который страдал от наркозависимости и который очень любит кино, я чувствую, что несу большую ответственность за то, что мы покажем на экране. Я не хочу вдохновить кого-то на использование запрещенных препаратов, но считаю, что очень важно говорить о них честно.Сэм Левинсон, из интервью HBO
С наркозависимостью пытается бороться главная героиня Ру (Зендая, «Человек-паук», «Величайший шоумен») при поддержке подруги детства Лекси (Мод Апатоу, «Немножко беременна») и новой одноклассницы Джулс (трансгендерная модель Хантер Шафер). Также сериал поднимает вопросы однополой любви, бодипозитива, отношений отцов и детей, влияния соцсетей на реальную жизнь и многие другие — некоторые зрители даже обвиняют создателей в попытке объять необъятное. А вот The Guardian считает, что «Эйфория» смогла идеально понять ужасно жестокую и одновременно сладко-наивную юность.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.