Вышедший в 2002 году «Светлячок» закрыли 14 эпизодов спустя, но и по сей день он остается одним из главных фантастических сериалов в истории. Вспоминаем, что сделало сериал культовым, и отдаем дань его наследию и влиянию на современную космическую фантастику.
Однажды в диком космосе
Представьте Вселенную, где жизнь на борту космического корабля — обычное дело, а люди используют телепатию и живут на планетах объединенного американо-китайского правительства (Альянса). Теперь представьте мир, где население пустынного Дикого Запада угоняет скот, грабит поезда и сражается на дуэлях. Смешав все это, вы получите «Светлячок», культовый сериал режиссера Джосса Уидона. Даже спустя 17 лет после закрытия сериал занимает место в топ-30 самых высокооцененных телешоу на IMDb.
В «Светлячке» прослеживается схожесть с «Дилижансом» Джона Форда, «Ровно в полдень» Фреда Циннемана, «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне и другой классикой вестерна об освоении Америки. Идея того, что космос подобен фронтиру, не нова. В той или иной мере вся космическая фантастика, от «Звездного пути» до «Приключений Алисы» Кира Булычёва, придерживается такого взгляда на освоение человечеством космоса: это опасный неисследованный мир, покорять который в будущем бросятся не только военные и ученые, но также авантюристы и преступники.
«Светлячок» пошел дальше: космос в сериале это фронтир не только по смыслу, но и визуально. Жители удаленных уголков космоса кучкуются в деревянных городках, где вместо конюшен парковки звездолетов. За кадром вместо привычной для космических опер электронной или оркестровой музыки играет кантри с банджо и американскими скрипками. А разодетые как ковбои герои на скорость выхватывают револьверы. Обычные, не лазерные. Эти бравые герои фронтира стали главным слагаемым успеха сериала.
Великолепная девятка
Шоу посвящено приключениям экипажа корабля «Серенити» модели «Светлячок», очень популярной у контрабандистов. Главные герои сериала — горстка изгоев, не готовых смириться с глобалистскими порядками правящего режима и предпочитающих жить рискованно, но свободно. Они бороздят удаленные участки космоса в поиске случайных заработков и не гнушаются контрабанды, грабежей, мародерства, а иногда берут на борт попутчиков.
Некоторые из пассажиров так и не покинули «Серенити», пристанище тех, кому некуда податься. Вот какой он, дикий, но симпатичный экипаж корабля:
Динамика отношений между героями стала визитной карточкой сериала. По мере продвижения сюжета каждый проявляет характер и открывается с новых сторон. Они по-разному реагируют на события и решения капитана, при этом ни одного нельзя назвать строго плохим или хорошим. Это разные люди, объединенные одной целью внутри одного корабля.
Как говорил Джосс Уидон, представляя сериал продюсерам: «Это история о девяти людях, которые смотрят в черноту космоса и видят девять разных вещей».
Танцующий со смыслами
Если приглядеться, победивший в войне Альянс — глобалистская структура. Он подбирает под себя все мелкие планеты-государства, эксплуатирует их и навязывает свой образ жизни местным жителям. Здесь можно провести параллели с нынешней ситуацией на Земле, когда крупные корпорации имеют огромное влияние не только в пределах одного государства, но и во всем мире.
При всей легкости повествования, «Светлячок» затрагивает множество серьезных тем. Основным конфликтом сериал отсылает к гражданской войне в США и ко всем войнам сразу. От лица проигравших в войне с Альянсом ведется повествование в сериале. Они не желают принять поражение, но продолжают жить в этом мире с новыми законами.
Отдельные серии посвящены особенностям мира и личным историям героев. Так, эпизод «Вечеринка» ставит вопрос классового неравенства через взаимоотношения кочующей жрицы любви Инары и унижающих ее клиентов из богатеев Альянса. Серия «Джейнбург» касается теории моральной удачи¹: в ней отпетый преступник Джейн попадает в город, жители которого считают его героем. А лучший, по мнению многих фанатов, эпизод «Нехватка воздуха» раскрывает корабль «Серенити» как полноценного персонажа, приютившего под крылом толпу негодяев с золотыми сердцами.
¹ Моральная удача описывает ситуацию, при которой человеку приписывают моральную похвалу за действие, даже если очевидно, что он не имел контроля над действием или вовсе совершал его со злым умыслом.
Светлячковая лихорадка
Как же получилось, что столь талантливо продуманный сериал вдруг закрыли? Джосс Уидон рассказывал, что продюсерам не понравился полуторачасовой пилотный эпизод «Серенити» и вместо этого они решили начать трансляцию с более динамичной серии про ограбление поезда. Но и этого им оказалось мало. Последующие серии тоже выпускали без соблюдения хронологии событий, а пилотный эпизод, в котором происходит знакомство с персонажами, вышел аж одиннадцатым. Сериал заработал низкие оценки от критиков и недоуменных зрителей. В погоне за эффектностью Fox лишил сериал шарма, а позже и вовсе отменил его посреди первого сезона.
Несмотря на все «старания» Fox, благодаря уникальному сеттингу, умному сценарию и очаровательным персонажам «Светлячок» завоевал культовый статус. Тысячи любителей фантастики, посмотревшие все эпизоды в задуманном авторами порядке, стали сплоченной, а главное, громкой фанатской базой. Интернет заполонили требования если не продлить шоу, то хотя бы закончить внезапно оборванный первый сезон. А косплееры в образах героев «Светлячка» стали постоянными участниками Comic Con и других гик-конвентов.
Мольбы были услышаны, и спустя два года Джосс Уидон снял продолжение сериала, полнометражный боевик «Миссия „Серенити“». Не совсем того ждали фанаты: фильм одновременно ставил точку на истории, но в то же время был независим от сериала. Однако качественный сценарий, режиссура Уидона и возвращение всего актерского состава сделали картину частью канона.
На несколько фильмов больше
История «Светлячка» была короткой, но этого хватило, чтобы зажечь несколько звезд на голливудском небосклоне. Наибольшей славы добился Нэйтан Филлион (Мэл). Его сериал «Касл» продержался 8 сезонов, «Новичок» продлили на 4-й, а в следующем году он появится в составе «Отряда Самоубийц» Джеймса Ганна. С небольшим отставанием идет Алан Тьюдик (Уош), снявшийся с тех пор более чем в сотне проектов, самый яркий из которых — пародийный слэшер «Убойные каникулы».
Джина Торрес (Зоуи) была замечена в сериале «Форс-мажоры», Саммер Глау (Ривер) в «Терминатор: Хроники Сары Коннор», Морена Баккарин (Инара) в фантастике «Визитеры», в «Дэдпуле» и нескольких комедиях, вроде «Шпиона» 2015 года. А появившаяся в одном эпизоде «Светлячка» Кристина Хендрикс позже блистала в сериале «Безумцы», который также стал культовым.
Джосс Уидон (Джейн Кобб) успешно продолжил телевизионную карьеру сериалом «Кукольный домик», а затем его пригласили в Голливуд. Масштабные кинокомиксы «Мстители» и «Мстители: Эра Альтрона» не были бы так примечательны без фирменной уидоновской химии между персонажами. А в промежутке между ними режиссер стал соавтором сериала «Агенты „Щ.И.Т.“» и экранизировал у себя на заднем дворе пьесу Шекспира «Много шума из ничего».
«Светлячок» стал настоящим явлением. Цитаты и отсылки к событиям сериала и «Миссии „Серенити“» появлялись в «Звездном крейсере „Галактика“», «Теории Большого взрыва», «Звездных вратах», «Сообществе», в видеоиграх серий Halo, Borderlands и Mass Effect — список можно продолжать бесконечно. «Светлячок» из дани уважения классике сам превратился в предмет цитирования.
— Игра называется «Предатели». Я назову трех исторических персонажей, а ты выстроишь их по степени злодейства: Леонард Хофстедтер, Дарт Вейдер, Руперт Мёрдок.Из сериала «Теория Большого Взрыва»
— Руперт Мёрдок?
— Он владеет каналом Fox, а они сняли с эфира «Светлячка».
Быстрый и мертвый
Сейчас «Светлячок» считается настоящей классикой. Каждая его серия — маленькое произведение искусства, полное юмора, глубоких мыслей и «души» и играющее важную роль в сквозном сюжете. Хотя этим кусочкам пазла не было суждено собраться в целое полотно, «Светлячок» послужил уроком о том, как не стоит поступать с такими необычными проектами. Сейчас видеосервисы и кабельные каналы увереннее поддерживают подобные сериалы: например, «Фарго», «Настоящий детектив», «Оставленные»,«Темная материя» и «Пространство» были бы невозможны без «Светлячка». И поэтому он стал первой ласточкой перемен в развитии телевидения.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.