Фантастический блокбастер по мотивам культовой книги Фрэнка Герберта готовился штурмовать кинотеатры в конце 2020-го, но из-за пандемии ленту перенесли на год. Пока фанаты томятся в ожидании, автор предыдущей экранизации Дэвид Линч не проявляет интереса к новому релизу: уж очень горьким оказался его личный опыт.
В 1980-х критики и зрители разгромили «Дюну» Линча, называя ее «непонятным, уродливым, неструктурированным, бессмысленным экскурсом в мрачные миры одного из самых запутанных сценариев всех времен». В результате даже сам режиссер открестился от своей работы и считает ее ошибкой. Разбираемся, в чем причина сокрушительного провала фильма и почему со временем он все же приобрел культовый статус.
Причина 1. Сюжетные расхождения
Американский писатель-фантаст Фрэнк Герберт выпустил «Дюну» в середине 1960-х. Роман почти сразу стал хитом и завоевал самые престижные жанровые награды: «Хьюго» и «Небьюлу». Спустя пару лет автор поддался уговорам издателей и согласился написать продолжение. Всего Герберт выпустил шесть книг, а остальные — дело рук его сына Брайана и фантаста Кевина Андерсона, который писал романы по «Звездным войнам» и «Секретным материалам».
Действие «Дюны» разворачивается в далеком будущем, где наивысшую ценность приобрел спайс (пряность, специя, меланж, в зависимости от перевода), вещество, которое продлевает жизнь, позволяет видеть будущее и путешествовать в космосе. Говорят, что тот, кто контролирует спайс, контролирует галактику.
Вещество добывают только на одной планете: пустынном Арракисе. Последние 80 лет там правит клан Харконненов, которые притесняют местных жителей фременов и презирают остальные семьи. Особую ненависть тираны питают к дому Атрейдесов, поэтому глава Харконненов не рад новости о передаче Арракиса под их контроль. Полу Атрейдесу, наследнику клана, предстоит выяснить, в какую ловушку пытаются загнать его семью.
И это только пара страниц из 736. Рассказать такую сложную историю за два часа, не опустив некоторых деталей сюжета, практически невозможно. У фанатов романа сложилось другое мнение: они ругали Линча за то, что в фильме нет важных второстепенных персонажей, боевое искусство школы «Бене Гессерит» заменено звуковым оружием, главный герой старше, чем в книге, а финал и вовсе не отражает задумки писателя. Несмотря на сильное упрощение сюжета, разобраться в нем мучительно сложно: критики сравнили просмотр с «выпускным экзаменом», в то время как обычно фантастика ассоциируется с «каникулами без домашнего задания». Но стоит ли винить в этом режиссера, от которого так мало зависело?
Причина 2. Автор vs продюсеры
До «Дюны» в фильмографии Линча было только два полнометражных фильма: сюрреалистичная «Голова-ластик», непонятая большинством зрителей, но открывшая гений режиссера, и классическая драма «Человек-слон», номинированная на «Оскар». Продюсер экранизации «Дюны» легендарный Дино Де Лаурентис («Ганнибал», «Наемные убийцы») заметил режиссера после второй картины, а его дебютную работу просто возненавидел. Студия хотела получить коммерческий продукт, вроде только что прогремевших «Звездный войн», а не авторское кино. Это и задало вектор творческой свободы Линча: следовать чутью, но не впадать в безумие.
Борьба автора и продюсера началась уже на этапе написания сценария. Де Лаурентис видел «Дюну» почти как семейный фильм и настаивал на рейтинге PG, который предполагает минимальное количество сцен насилия.
Прежде чем приступить к сценарию, Линч пообщался с автором романа Фрэнком Гербертом. Режиссер хотел оставаться максимально верным книге, но добавить в сюжет что-то свое. Линч предложил разделить фильм на две части, чтобы передать как можно больше сюжетных нюансов, не растягивая хронометраж фильма. Де Лаурентис наотрез отказался.
Первая черновая версия «Дюны» длилась пять часов. Линч планировал сократить фильм до трех часов, но его отстранили от монтажа. Финальный хронометраж ленты составил 2 часа 17 минут и, само собой, сильно отличался от оригинала*. Некоторые куски были настолько нелогичными, что пришлось добавить закадровый голос, чтобы хоть как-то объяснить, что происходит на экране. Позже Де Лаурентис признался, что он и его команда «уничтожили фильм в монтажной комнате».
* После официальной премьеры выходили «расширенные», «телевизионные», «режиссерские версии», хронометраж которых превышал три часа. Дэвид Линч к ним отношения не имеет.
Причина 3. Дешевые спецэффекты
Спецэффекты «Дюны» выглядели комично даже для зрителя, не привыкшего к компьютерной графике, ведь он уже был знаком и с «Космической одиссеей 2001 года» Стэнли Кубрика и с оригинальной трилогией «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Для современного зрителя контраст будет еще ярче: графику джедайской саги неоднократно улучшали с помощью современных технологий, а фильм Линча почти не менялся с 1984 года.
Критики не могли поверить, что блокбастер с бюджетом 42 миллиона долларов может выглядеть так. Особенно удивляет тот факт, что художником по спецэффектам был Карло Рамбальди, ранее работавший над «Чужим» Ридли Скотта и «Инопланетянином» Стивена Спилберга.
Зачем тогда смотреть
Несмотря на провал ленты, она благотворно повлияла на вселенную «Дюны» и на самого Линча. После неудачного опыта режиссер окончательно вернулся к авторскому кино, а еще встретил на съемках лучшего друга и свою будущую звезду Кайла Маклахлена. В культовом «Твин Пиксе» актер сыграл агента Дейла Купера, который знает, кто убил Лору Палмер, и обожает черный, как безлунная ночь, кофе.
Кроме Маклахлена, в ленте появились Патрик Стюарт («Люди Икс»), Макс фон Сюдов (фильмы Ингмара Бергмана), Шон Янг («Бегущий по лезвию») и даже Стинг. Музыкант только закончил работу над легендарным альбомом группы The Police «Synchronicity», и был не прочь провести лето на съемках. Правда, не все режиссерские решения приводили его в восторг, например костюм из первой сцены Стинг назвал «резиновыми трусами» и долгое время отказывался их надевать.
В отличие от Стинга, критикам костюмы пришлись по душе. Пожалуй, это единственное, за что фильм хвалили. Художник по костюмам Боб Рингвуд удостоился премии «Сатурн», а автор романа Фрэнк Герберт назвал фильм «визуальным пиршеством».
Влияние «Дюны» Линча на новую экранизацию заметно уже по некоторым кадрам трейлера. И пусть первая картина не снискала любви зрителей и критиков, без богатого воображения режиссера не было бы тех невероятных образов, которые вошли в историю научно-фантастического кино.