17 марта

Библейские отсылки, замедленная съемка и мрачные краски: режиссерский почерк Зака Снайдера

Поклонники считают Зака Снайдера гением и лучшим экранизатором комиксов, а критики называют «визионером в кавычках» и ругают за неуместные аллюзии и отсылки в фильмах. Рассказываем о его режиссерском почерке.

Клиповый стиль

Снайдер начинал карьеру со съемок музыкальных клипов и перенес элементы клипмейкинга на большой экран. Почти во всех картинах режиссер превращает вступительные титры в музыкальный клип, в котором рассказывает предысторию основных событий фильма. Например, в ленте «Хранители» Зак без диалогов познакомил зрителей с историей альтернативного мира. 

Но в погоне за идеальной картинкой Снайдер часто забывает про сюжет. В некоторых работах режиссера не образы работают на историю, а сама история строится ради очередного эффектного кадра.

Эпизод в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», где Лекс Лютор создает монстра Думсдэя, Снайдер растягивает почти на две минуты. Сцена завораживает визуально, но не дополняет тему конфликта двух супергероев и потому оторвана от основных событий.

Мотивация персонажей в его фильмах очень слаба: она сводится к тому, чтобы прийти к очередному эпическому событию, которое даст возможность режиссеру снять еще больше красивых моментов.
Кинокритик Эван Пущак в эссе о причинах провала фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» 
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Режиссер с мнением критиков не согласен и объясняет, что каждая сцена в его фильмах несет в себе определенный смысл:

Я очень серьезно отношусь к персонажам своих фильмов, к их истории и мифологии. Мне хочется раскрывать героев со всех сторон, показывать их мотивы. Я считаю неправильным просто потешаться над кем-то и давать ему пару секунд экранного времени. 
Зак Снайдер, из интервью The New York Times

Раскадровка комиксов

Большинство фильмов Снайдера — это адаптация комиксов. Будучи большим поклонником графических романов, режиссер старается не менять их исходную форму и покадрово переносит на большой экран. Фактически он создает видеоверсию комиксов. 

Фильм «300 спартанцев» постановщик снял по одноименному произведению Фрэнка Миллера, и, по его собственному признанию, 90% сцен в ленте точно копируют графический роман. Оставшиеся 10% — эпизоды с женой царя Леонида, которых не было в оригинальном комиксе. Режиссер добавил их, чтобы показать: спартанцы боролись не только ради славы, но и за жен и матерей. 

«Запрещенный прием» стал первой работой режиссера по собственному оригинальному сценарию, но и в нем отчетливо просматривается комиксовая эстетика: фантастические существа, сверхспособности персонажей, стилизованный визуальный ряд.

Во всех фильмах Снайдера есть эпизод с ударом кулака в лицо — режиссер акцентирует на этом внимание замедленной съемкой или крупным планом. Так он отдает дань уважения комиксам, в которых подобные сцены встречаются повсеместно. 

Обилие Slow Motion

Зак Снайдер применяет Slow Motion1 во всех своих фильмах, чтобы подчеркнуть эстетику эпизода. В «Запрещенном приеме» режиссер замедляет даже будничные действия героев: как они переходят с одного конца коридора на другой, стряхивают пепел с сигарет, поправляют костюмы. Это красивые кадры, но они не несут в себе смысловой нагрузки и не двигают историю вперед. Именно за это ленту больше всего ругали зрители. 

«Запрещенный прием» воспринимается как серия нелепо раздутых музыкальных роликов с бессмысленным Slow Motion и неуместным обесцвечиванием картинки. Ленте не хватает эмоционального якоря и единообразной истории.
Кинокритик Дэн Джолин

1 Slow Motion — эффект визуального замедления в кинематографе, который достигается с помощью ускоренной съемки. 

Снайдер говорил, что «Запрещенный прием» неправильно поняли из-за вмешательства студии Warner Bros.:

Я до сих пор шокирован тем, что «Запрещенный прием» неправильно поняли, хотя я всегда говорил, что отобразил в фильме культуру компьютерных фанатов и сексизм. Warner Bros. изменила мою концепцию и превратила ленту в непонятное шоу. Но я все еще надеюсь выпустить картину такой, какой задумывал изначально.

Но не во всех фильмах режиссер злоупотребляет Slow Motion. В картине «300 спартанцев» Снайдер замедлил в основном экшен-сцены — вкупе с эффектом Zoom2 и длинным кадром3 они получились зрелищными и не оттянули на себя внимание. Эпизод, где царь Леонид ударом ноги сталкивает посла персов в колодец, стал мемом и считается одним из самых ярких примеров использования Slow Motion. 

2 Zoom — увеличение кадра оптическими инструментами камеры. Придает статичным картинкам динамику.
3 Длинный кадр — прием в кинематографе, когда сцена снимается без монтажных склеек, преимущественно с одного плана.

300 спартанцев

Библейские отсылки

В «Человеке из стали» режиссер сравнивает Супермена с Мессией: он несколько раз предстает в образе распятого Христа, совершает подвиги, схожие с библейскими, и жертвует собой ради людей. 

Тему с божественным Кларком Кентом режиссер продолжил в «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости». Бэтмен изготовил оружие для убийства криптонца в виде копья — это аллюзия на Копье судьбы, которым по библейским преданиям воин по имени Лонгин пронзил правый бок Христа, а затем уверовал в Спасителя и стал одним из свидетелей воскрешения. 

В «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» герой Аффлека тоже хочет убить Супермена, но потом «уверует» в него и станет свидетелем воскрешения в «Лиге справедливости». И вновь криптонец жертвует собой ради спасения человечества; на момент смерти ему ровно 33 года — столько же, сколько было Христу.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Мрачная цветовая палитра

Действия всех фильмов Снайдера происходят в фантастических мирах либо в альтернативной вселенной. Режиссер показывает ирреальность происходящего, используя монохромные приглушенные тона. Мрачные цвета в «Человеке из стали» и «Хранителях» отражают мироощущение супергероев, для которых их способности скорее проклятие, чем дар. 

Снайдер отказался от ярких и кричащих цветов, присущих комиксам. Его герои сражаются не только с врагами, но и с самими собой. В «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» режиссер показал внутренние терзания Бэтмена, когда он винит себя, что вовремя не остановил Супермена.

Мрачная эстетика режиссера нравится его фанатам, но широкой аудитории она не по душе. Успех более позитивной «Чудо-женщины» и неизменно высокие кассовые сборы марвеловских фильмов заставили Warner Bros. отстранить постановщика от руководства вселенной DC. «Лига справедливости» должна была стать последней лентой, снятой в стиле Снайдера. Далее студия планировала создавать более «попсовые» картины.

Меня часто критикуют за мрачного и жестокого Бэтмена, мол, наш герой на такое неспособен, он не убивает, не совершает преступлений и зверств. Проснитесь, наконец. Было бы круто иметь идеального супергероя, но так не бывает. Если вы верите в это, значит, живете в мире грез. 
Зак Снайдер, из IndieWire

По семейным обстоятельствам Снайдер не смог доснять «Лигу справедливости». Ленту доработал Джосс Уидон: он значительно изменил сценарий, добавив по требованию студии шуток и позитива. Такая версия настолько не понравилась зрителям, что они создали петицию, чтобы студия позволила Снайдеру закончить фильм и выпустила его в прокат. Под давлением фанатов Warner Bros. выделила на дополнительные съемки 70 млн долларов, а вот от гонорара за работу режиссер отказался в обмен на полную творческую свободу.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости