Поклонники считают Зака Снайдера гением и лучшим экранизатором комиксов, а критики называют «визионером в кавычках» и ругают за неуместные аллюзии и отсылки в фильмах. Рассказываем о его режиссерском почерке.
Клиповый стиль
Снайдер начинал карьеру со съемок музыкальных клипов и перенес элементы клипмейкинга на большой экран. Почти во всех картинах режиссер превращает вступительные титры в музыкальный клип, в котором рассказывает предысторию основных событий фильма. Например, в ленте «Хранители» Зак без диалогов познакомил зрителей с историей альтернативного мира.
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/bezymjannyj-1400x788.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/fgsg-1400x788.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/dssd-1400x788.jpg)
Но в погоне за идеальной картинкой Снайдер часто забывает про сюжет. В некоторых работах режиссера не образы работают на историю, а сама история строится ради очередного эффектного кадра.
Эпизод в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», где Лекс Лютор создает монстра Думсдэя, Снайдер растягивает почти на две минуты. Сцена завораживает визуально, но не дополняет тему конфликта двух супергероев и потому оторвана от основных событий.
Мотивация персонажей в его фильмах очень слаба: она сводится к тому, чтобы прийти к очередному эпическому событию, которое даст возможность режиссеру снять еще больше красивых моментов.Кинокритик Эван Пущак в эссе о причинах провала фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
![Бэтмен против Супермена: На заре справедливости - Kinomia Бэтмен против Супермена: На заре справедливости](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image9-1400x719.png)
Режиссер с мнением критиков не согласен и объясняет, что каждая сцена в его фильмах несет в себе определенный смысл:
Я очень серьезно отношусь к персонажам своих фильмов, к их истории и мифологии. Мне хочется раскрывать героев со всех сторон, показывать их мотивы. Я считаю неправильным просто потешаться над кем-то и давать ему пару секунд экранного времени.Зак Снайдер, из интервью The New York Times
Раскадровка комиксов
Большинство фильмов Снайдера — это адаптация комиксов. Будучи большим поклонником графических романов, режиссер старается не менять их исходную форму и покадрово переносит на большой экран. Фактически он создает видеоверсию комиксов.
Фильм «300 спартанцев» постановщик снял по одноименному произведению Фрэнка Миллера, и, по его собственному признанию, 90% сцен в ленте точно копируют графический роман. Оставшиеся 10% — эпизоды с женой царя Леонида, которых не было в оригинальном комиксе. Режиссер добавил их, чтобы показать: спартанцы боролись не только ради славы, но и за жен и матерей.
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image4-1-1400x787.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image13-1400x739.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image10-1-1400x849.jpg)
«Запрещенный прием» стал первой работой режиссера по собственному оригинальному сценарию, но и в нем отчетливо просматривается комиксовая эстетика: фантастические существа, сверхспособности персонажей, стилизованный визуальный ряд.
Во всех фильмах Снайдера есть эпизод с ударом кулака в лицо — режиссер акцентирует на этом внимание замедленной съемкой или крупным планом. Так он отдает дань уважения комиксам, в которых подобные сцены встречаются повсеместно.
Обилие Slow Motion
Зак Снайдер применяет Slow Motion1 во всех своих фильмах, чтобы подчеркнуть эстетику эпизода. В «Запрещенном приеме» режиссер замедляет даже будничные действия героев: как они переходят с одного конца коридора на другой, стряхивают пепел с сигарет, поправляют костюмы. Это красивые кадры, но они не несут в себе смысловой нагрузки и не двигают историю вперед. Именно за это ленту больше всего ругали зрители.
«Запрещенный прием» воспринимается как серия нелепо раздутых музыкальных роликов с бессмысленным Slow Motion и неуместным обесцвечиванием картинки. Ленте не хватает эмоционального якоря и единообразной истории.Кинокритик Дэн Джолин
1 Slow Motion — эффект визуального замедления в кинематографе, который достигается с помощью ускоренной съемки.
Снайдер говорил, что «Запрещенный прием» неправильно поняли из-за вмешательства студии Warner Bros.:
Я до сих пор шокирован тем, что «Запрещенный прием» неправильно поняли, хотя я всегда говорил, что отобразил в фильме культуру компьютерных фанатов и сексизм. Warner Bros. изменила мою концепцию и превратила ленту в непонятное шоу. Но я все еще надеюсь выпустить картину такой, какой задумывал изначально.
Но не во всех фильмах режиссер злоупотребляет Slow Motion. В картине «300 спартанцев» Снайдер замедлил в основном экшен-сцены — вкупе с эффектом Zoom2 и длинным кадром3 они получились зрелищными и не оттянули на себя внимание. Эпизод, где царь Леонид ударом ноги сталкивает посла персов в колодец, стал мемом и считается одним из самых ярких примеров использования Slow Motion.
2 Zoom — увеличение кадра оптическими инструментами камеры. Придает статичным картинкам динамику.
3 Длинный кадр — прием в кинематографе, когда сцена снимается без монтажных склеек, преимущественно с одного плана.
![300 спартанцев - Kinomia 300 спартанцев](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/maxresdefault-1.jpg)
Библейские отсылки
В «Человеке из стали» режиссер сравнивает Супермена с Мессией: он несколько раз предстает в образе распятого Христа, совершает подвиги, схожие с библейскими, и жертвует собой ради людей.
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image15-1400x726.png)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/superman-e1615974178790-1400x680.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image11-1-1400x721.png)
Тему с божественным Кларком Кентом режиссер продолжил в «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости». Бэтмен изготовил оружие для убийства криптонца в виде копья — это аллюзия на Копье судьбы, которым по библейским преданиям воин по имени Лонгин пронзил правый бок Христа, а затем уверовал в Спасителя и стал одним из свидетелей воскрешения.
В «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» герой Аффлека тоже хочет убить Супермена, но потом «уверует» в него и станет свидетелем воскрешения в «Лиге справедливости». И вновь криптонец жертвует собой ради спасения человечества; на момент смерти ему ровно 33 года — столько же, сколько было Христу.
![Бэтмен против Супермена: На заре справедливости - Kinomia Бэтмен против Супермена: На заре справедливости](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image7.png)
Мрачная цветовая палитра
Действия всех фильмов Снайдера происходят в фантастических мирах либо в альтернативной вселенной. Режиссер показывает ирреальность происходящего, используя монохромные приглушенные тона. Мрачные цвета в «Человеке из стали» и «Хранителях» отражают мироощущение супергероев, для которых их способности скорее проклятие, чем дар.
Снайдер отказался от ярких и кричащих цветов, присущих комиксам. Его герои сражаются не только с врагами, но и с самими собой. В «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» режиссер показал внутренние терзания Бэтмена, когда он винит себя, что вовремя не остановил Супермена.
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image8-1-1400x702.jpg)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image6-1400x732.png)
![](https://api.kinomia.ru/wp-content/uploads/2021/03/image3.png)
Мрачная эстетика режиссера нравится его фанатам, но широкой аудитории она не по душе. Успех более позитивной «Чудо-женщины» и неизменно высокие кассовые сборы марвеловских фильмов заставили Warner Bros. отстранить постановщика от руководства вселенной DC. «Лига справедливости» должна была стать последней лентой, снятой в стиле Снайдера. Далее студия планировала создавать более «попсовые» картины.
Меня часто критикуют за мрачного и жестокого Бэтмена, мол, наш герой на такое неспособен, он не убивает, не совершает преступлений и зверств. Проснитесь, наконец. Было бы круто иметь идеального супергероя, но так не бывает. Если вы верите в это, значит, живете в мире грез.Зак Снайдер, из IndieWire
По семейным обстоятельствам Снайдер не смог доснять «Лигу справедливости». Ленту доработал Джосс Уидон: он значительно изменил сценарий, добавив по требованию студии шуток и позитива. Такая версия настолько не понравилась зрителям, что они создали петицию, чтобы студия позволила Снайдеру закончить фильм и выпустила его в прокат. Под давлением фанатов Warner Bros. выделила на дополнительные съемки 70 млн долларов, а вот от гонорара за работу режиссер отказался в обмен на полную творческую свободу.
Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.